Некоторые эксперты прогнозируют, что мировой рынок недвижимости в ближайшем будущем захлестнет вторая волна кризиса, к которой присоединятся и азиатск...
Читать далееВедомости - до 60% спроса на рынке жилья приходится на квартиры минимальной площади business 02 online
Делать комплекс на 70% из студий – создавать неликвидный проект. Будет очень высокая плотность населения, большая нагрузка на всю инфраструктуру проекта.
В Петербурге, сообщает Лавров, формат не менее лаконичен: «По ту сторону КАД, в Кудрове, Девяткине и тому подобных местах, можно найти студии по 20 кв. м, как в ЖК «Вернисаж», или по 20–21 кв. м («Алфавит», «Ласточка»). В комплексах «Гринландия» или «Чистое небо» есть жилье от 23 кв. м, а в «Солнечном городе» – 23–25 кв. м».
Ничего лишнего
По мнению Марии Литинецкой, управляющего партнера «Метриум групп», у компактных
студий ограниченная целевая аудитория: «Конечно, при острой нужде и на 20–25 кв. м может прожить семья с детьми. Однако о комфорте в данном случае придется забыть». Будут ли российские застройщики следовать финскому примеру, стараясь компенсировать очевидный недостаток площади «дополнительными услугами» и более развитыми общественными зонами?
Пока положительно на этот вопрос отвечают лишь строители дорогого жилья, да и то отнюдь не все. В рассчитанных на массовый спрос проектах даже такая, казалось бы, полезная опция, как кладовки, которые обычно размещаются в цокольных помещениях, особым спросом не пользуется: люди, у которых есть деньги только на 16 кв. м жилого пространства, дополнительные расходы нести не готовы. «Наличие кладовок – не самый привлекательный ход для эффективной продажи объекта, – говорит Лавров. – В Петербурге считается, что лучшие места для хранения хлама – гараж, отделенный холл перед квартирами, застекленный балкон». В Москве с кладовками ситуация получше – застройщики их включают в проект и продают даже в высоком сегменте, но тоже без ажиотажа. По словам старшего вице-президента «Галс-девелопмента» Леонида Капрова, кладовые помещения пользуются спросом у владельцев небольших квартир, но раскупаются, как правило, ближе к заселению.
Создание общественных пространств внутри самого дома пока лишь обсуждается. «К сожалению, специальные общественные помещения не выгодны ни застройщику, ни покупателям, ведь все мы понимаем, что эти расходы в итоге лягут на плечи последних. При текущей рыночной ситуации все застройщики стараются, наоборот, минимизировать стоимость жилья и повысить его доступность», – объясняет директор по маркетингу и коммуникациям, дивизион «Москва и регионы», концерна ЮИТ Лилия Ганагина.
«Сопутствующая инфраструктура в доме не очень-то и нужна, – уверяет Калашникова. – Студия – это компактная уютная квартира, предназначенная для сна и отдыха: все остальное можно сделать за пределами дома. Например, в нашем проекте «Лондон парк» будет крупный торгово-развлекательный комплекс с ресторанами, развлечениями, фитнес-клубом».
В Москве пример подобного подхода демонстрирует проект МФК Match Point (продаются апартаменты от 29 кв. м). «Помимо жилой части комплекса здесь предусмотрено также 2000 кв. м коммерческих помещений на первых этажах зданий, – рассказывает Владислав Мельников, старший вице-президент банка ВТБ, финансирующего проект. – Здесь будут в том числе открыты кафе и ресторан, помещения под них предусмотрены проектом». Помещения будут выставлены на продажу, и девелопер рассчитывает, что они будут реализованы в первую очередь.