Чрезмерно ограничивая выпуск казначейской валюты, Наркомфин и Госбанк создавали этим почву для появления разменных лажей: они в действительности не ве...
Читать далееПри поверхностном ознакомлении с архивными делами может создаться впечатление, что Наркомфин и Госбанк проявляли большую активность: боролись направо и налево со всеми нарушителями денежной реформы, ежедневно посылали десятки и сотни телеграмм и писем. Но эта шумиха в значительной мере была борьбой с собственной тенью: Наркомфин и Госбанк боролись с ненормальностями в денежной системе, созданными ими самими.
Следующее постановление коллегии Наркомфина СССР от 9 апреля 1924 г. является признанием этого факта:
Так, 29 августа 1925 г. Наркомвнуторг писал в Наркомфин СССР, что «по полученным в НКВТ СССР сведениям многие почтово-телеграфные конторы главнейших хлебозаготовительных районов, как, например, Поволжья, не обеспечены достаточным количеством средств, ввиду чего оплата переводов ссыппунктам этими конторами производится несвоевременно и в крупных купюрах за отсутствием мелких денег и разменной медной монеты, что неблагоприятно отражается на хлебозаготовках».
В то время, когда в одних районах ощущался острый недостаток в разменной монете, в других, наоборот, обращение «засорялось» ею и ощущался острый недостаток средне-купюрных денежных знаков.
В своей докладной записке от 12 сентября 1925 г. Сталинское окрфо писало в Наркомфин СССР:
«Ненормальное отсутствие средних денежных знаков приводит к следующим нежелательным явлениям... Некоторые кассы принуждены очень часто прибегать к указанию на норму сдачи серебром. Это приводит к тому, что население видит в серебряной мелкой монете не совсем удобные деньги И Стремится к тому, чтобы не принимать их, а предъявляет требования на казбилеты...»
Эти крупнейшие дефекты управления «кассовым хозяйством» Наркомфина и Госбанка обусловливались также отчасти сохранением на практике элементов вертикальной системы распределения дензнаков, не имевшей никаких оснований для своего существования после проведения денежной реформы.