«Пока велась война, крестьянство шло на продразверстку и не замечало нехватки товаров, но когда война окончилась и угроза возвращения помещика миновал...
Читать далееНо государство Не обязывало крестьянина обменивать свои продукты через государственный и кооперативный аппарат: товарообмен должен был осуществляться на совершенно Добровольных началах и стимулироваться исключительно экономической заинтересованностью крестьянства. Следовательно, была допущена свобода Индивидуального
товарообмена, а из последнего, как предвидел Ленин еще в марте 1921 г. , вытекала, с необходимостью и Свобода торговли в известных пределах, которую государство должно было веять под свой контроль.
Однако при этом предполагалось, что большую часть своей продукции крестьянство будет, реализовать в порядке организованного товарообмена через государственный и кооперативный советский аппарат. Таков был первоначальный ленинский план осуществления нэпа.
Ленин — величайший диалектик — считал, что априорно, кабинетным путем, вопросы конкретных форм проведения нэпа — организации товарообмена и торговли — разрешать нельзя: для этого надо опираться На практику. Ленин призывал в этот момент к осуществлению «переходных мер».
Взамен совзнаков применялись «натуральные эквиваленты». В телеграмме председателя Совнаркома Татарской республики сообщалось, что «соль выполняет функции денег, балансирует весь товарообмен основных продуктов: мяса, масла, пеньки, льна, сырья, пушнины» .
Советская власть, допуская в этих условиях свободу реализации крестьянством своих излишков, стремилась дать крестьянину в обмен за товары не совзнаки, но необходимые ему товары, которые до перехода к нэпу он получал на рынке, главным образом путем товарообмена. Этот стихийный спекулятивный товарообмен партия стремилась вытеснить организованным товарообменом, использовать товарообмен для восстановления хозяйства и создания фундамента социалистической экономики.