Почему некоторые люди очень хорошо учатся в школе и университете, получают свой диплом с отличием, а потом в 40 лет так и работают обычными менеджерам...
Читать далееВладимир половинко_ «успешный человек – не обязательно начальник» кредиты газпрома
Основатель и куратор уникального профориентационного проекта знает, как достичь успеха в карьере и стать гармоничной личностью.
«У меня растут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда, чем заниматься?» – писал Владимир Маяковский в своем стихотворении «Кем быть». Пожалуй, эти стихи являются первым профориентационным пособием для учащихся. Однако современные школьники почти не читают советскую литературу. Стихи для них не слишком убедительны. Им нужно погрузиться в ту или иную профессию, чтобы понять: а что мне ближе?
В октябре образовательному проекту «Твой успех – Профориентация» исполняется пять лет. А значит, есть повод поговорить о том,
насколько востребованным оказался уникальный для России профориентационный проект, почему школьники с большим желанием познают себя даже во время каникул и как определить профессиональные наклонности ребенка. Об этом мы беседуем с основателем и куратором проекта «Твой успех – Профориентация», депутатом Законодательного собрания Омской области, заведующим кафедрой экономики и социологии труда ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, профессором Владимиром Половинко.
– Владимир Семенович, как возникла идея создания совершенно нового образовательного профориентационного проекта?
– Все довольно просто. Преподавая в университете, я и мои коллеги стали замечать, что некоторые студенты со второго, третьего курса испытывают неудовлетворенность своим выбором вуза, факультета. С такими проблемами сталкиваются и другие учебные заведения. Это происходит из-за того, что старшеклассники часто выбирают вуз лишь потому, что он престижный, или вывеска красивая, или привлекает модная профессия, но потом разочаровываются в выборе.
Мы стали детально изучать эту проблему и обнаружили, что в регионе нет структур, которые бы комплексно занимались этими вопросами: чего хотят школьники, чего хотят работодатели и что вообще нужно на рынке труда. Наши исследования показали: в 60% случаев выбор профессии происходит спонтанно.
Именно поэтому пришла идея разработать систему раннего профессионального самоопределения и профориентационного развития. Работая над этой программой, мы поняли, что у школьников и их родителей появилась потребность не только выявить наклонность к профессии, но и определить сильные и слабые стороны в развитии. Как после выбора вуза строить карьеру? Как выбирать предприятие: какие развиваются, а какие – просто однодневки? Где интересно работать, а где нет? Получалось, что необходимо не просто предоставлять профориентационные навыки, но и помогать выстраивать вектор профессионального самоопределения.
Мы стали активно подключать разные предприятия, чтобы информация шла от профессионалов. Завязались партнерские отношения с разными вузами и предприятиями города. Большую поддержку оказал Омский агрегатный завод.
– С какими возрастными группами школьников занимается центр и как все-таки определить профессиональные наклонности школьника?
– Мы набираем группы школьников с 3-го по 7-й, с 7-го по 9-й класс, но основные проекты центра направлены на работу со школьниками 8-10-х классов.
У школьника профессиональные наклонности размыты. Беда наших образовательных организаций в том, что иногда еще в 6-7-м классе школьнику ставят клеймо: «ты – технарь» или «ты – гуманитарий». Если такое сказано авторитетным человеком, то ученик ему верит. Он перестает уделять внимание гуманитарным дисциплинам, специализирует себя в конкретном направлении. А позднее у него проявляются другие потребности и способности.
– И как вы поступаете в таких случаях?
– Мы формируем у школьника надпрофессиональные качества, такие как лидерство, способность к аналитике, саморазвитию. Обучаем его английскому языку, который преподносим в форме профессионального общения. А главное – обязательно предоставляем школьнику возможность попробовать себя в разных профессиях.