Работа юриста в основном связана с формальными требованиями относительно составления документов. Такие требования периодически изменяются и дополняютс...
Читать далееОрв_ диагноз ставит бизнес г л могилевская деньги
Термин «оценка регулирующего воздействия», или сокращённо ОРВ, на слуху у делового сообщества появился недавно. Его суть заключается в том, что предприниматели могут принять участие в подготовке правовых документов и повлиять на содержание до момента их принятия Советом народных депутатов. Как проанализировать возможные последствия на столь ранней стадии? Можно ли что-то исправить в уже действующих нормативных актах? Об этом рассказал начальник управления экономического развития, промышленности и инвестиций администрации Новокузнецка Павел Камбалин
− Федеральное законодательство обязало городские округа первого января 2016 внедрить в свою практику
оценку регулирующего воздействия. Павел Иванович, поясните, пожалуйста, почему предпринимателям должна быть интересна эта процедура.
− Хочу обратить внимание на то, что говорится в законе. Для чего нужна оценка регулирующего воздействия? Цель ОРВ – выявить и предотвратить принятие положений, которые бы создавали избыточные обязанности, запреты предпринимателям, так или иначе ограничивающие права или увеличивающие его расходы. Оценке регулирующего воздействия подвергаются проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципалитета. То есть это касается решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и постановлений администрации Новокузнецка.
− Это новый опыт для города?
− Институт оценки регулирующего воздействия в России начал действовать в 2010. А в 2011 он появился и у нас, в стенах администрации. Тогда президент Союза предпринимателей Новокузнецка Сергей Мартюшов предложил создать совет по общественной экспертизе проектов нормативно - правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Новокузнецке. Преимущественно в него вошли представители бизнеса. И логика той общественной экспертизы оказалась очень схожа с требованиями сегодняшнего законодательства об оценке регулирующего воздействия.
− Какой механизм действия ОРВ в Новокузнецке? Как предприниматель может узнать о её проведении и каким образом учитывается его мнение?
− Существуют три основных этапа: размещение уведомления о подготовке проекта нормативно-правового акта; разработка проекта документа, составление сводного отчёта и публичное обсуждение; предоставление заключения об оценке регулирующего воздействия.
Объясню простым языком. Разработчик сначала должен заявить о необходимости создания документа. В Интернете на портале администрации и в газете «Новокузнецк» размещается соответствующее уведомление, на которое поступают предложения со стороны предпринимательского сообщества, общественных организаций, депутатов, структур администрации. С учётом этих замечаний разработчик создаёт проект нормативно-правового акта. После этого размещает уже сам проект и сводный отчёт по поступившим комментариям. Затем вновь принимаются предложения, каждое из которых автор документа обязан рассмотреть и обосновать, почему он его учитывает или нет. В соответствии с этим вносятся изменения в проект нормативно-правового акта.
− Кто решает судьбу документа?
− После публичных консультаций готовый нормативно-правовой акт направляется в уполномоченный орган. В Новокузнецке им является управление экономического развития, промышленности и инвестиций. Оно и даёт заключение, есть ли ограничивающие факторы для ведения предпринимательской деятельности в случае принятия документа.
Если заключение отрицательное, разработчик должен будет внести изменения в проект и снова представить его в уполномоченный орган. Заново проходить ОРВ уже не нужно, поскольку мнения предпринимательского сообщества собраны.
Отмечу, что решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и постановления администрации города, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, без положительного заключения не могут быть утверждены. Исключения составляют только вопросы, связанные с бюджетом и местными налогами и сборами, они не подвергаются ОРВ.
− Сколько времени занимает оценка регулирующего воздействия?
− Общая процедура выходит за рамки одного месяца. Это достаточно длительный процесс, но эффективный. Если обратиться к федеральной практике, за пять лет в России подготовлено более 4 600 заключений об ОРВ, более трети из них – отрицательные. Это значит, что проекты в чём-то ограничивали права предпринимателей. Поэтому мы склонны полагать, что эффективность оценки регулирующего воздействия в Новокузнецке будет также высока. Это важно, учитывая, что ОРВ – один из ключевых показателей в расчёте Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
− На данный момент уже есть проекты нормативных актов, прошедшие оценку регулирующего воздействия?
− Да, управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города подготовило проект муниципальной программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Новокузнецке. Разработчик прошёл все этапы ОРВ. Так, 15 апреля проходила публичная консультация по проекту программы. Были предложены значимые замечания, управление потребительского рынка должно их учесть либо обосновать невозможность включения в муниципальную программу.
− Какие проекты ещё ждут оценки?
− Положение о деятельности инвестиционного уполномоченного пока находится на первом этапе: собираются комментарии по поводу необходимости создания документа. На такой же стадии нормативный акт, вводящий сопровождение инвестиционного проекта по принципу «одного окна». И следующий документ, по которому необходимо будет провести оценку регулирующего воздействия, – это создание совета по развитию инвестиционного климата и предпринимательской деятельности на территории города Новокузнецка.
По всем этим документам любое заинтересованное лицо, общественная организация или научное сообщество могут представить свои соображения. Найти всю необходимую информацию можно на сайте администрации города в разделе «Официально». Там есть отдельные вкладки «Оценка регулирующего воздействия» и «Экспертиза НПА».
− Кстати, чем отличаются ОРВ и экспертиза?
− Экспертиза нормативно-правовых актов – это тоже инструмент для учёта мнения бизнеса. Разница в том, что оценка регулирующего воздействия направлена на проекты, а экспертиза работает с уже действующими документами. Администрация проводит её в соответствии с пожеланиями горожан: по средствам официальной связи в конце года сообщается о формировании плана проведения экспертизы.
− Что вошло в план на 2016?
− Только один документ, но очень значимый. Это постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов «О системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории Новокузнецка». Именно благодаря поступлениям ЕНВД формируется городской бюджет. Поэтому местная власть и предприниматели имеют прямую заинтересованность в развитии данного налога.
Экспертиза уже началась 1 апреля. По закону на процедуру отводится не более двух месяцев. Сейчас администрация запрашивает статистику у налогового органа. Далее будет проведён анализ данных и назначена публичная консультация на предмет изменения корректирующих подкоэффициентов в рамках ЕНВД. Итогом станет заключение уполномоченного органа. Оно послужит основанием для того, чтобы в последующем внести изменения в постановление.
− Каким образом к обсуждению могут присоединиться предприниматели?
− Предложения можно направлять на электронный адрес, который указан на официальном портале администрации Новокузнецка. Нужно перейти из раздела «Официально» на вкладку «Экспертиза НПА». Также замечания относительно действующего законодательства в отношении ЕНВД можно передать через общественные организации, в том числе чрез Союз предпринимателей.
Людмила ЕЛЕНЦЕВА
"Кузнецкий мост"