Какое будущее у междугороднего автобусного сообщения в стране _ деловой климат_ бизнес_ lenta. ru бизнес технологии

Какое будущее у междугороднего автобусного сообщения в стране _ деловой климат_ бизнес_ lenta. ru бизнес технологии


Эксперты связывают снижение спроса на автобусные перевозки и последующий его рост с экономической ситуацией в стране. По мнению директора по развитию сервиса спонтанных поездок Boombilla в России Виктора Василенко, в предкризисные годы граждане пользовались услугами более высокого качества или ездили на собственных автомобилях, но 2014 год расставил все по местам: люди стали экономить и пересели на автобусы. «Сегодня автобус — все еще бюджетное средство передвижения, не всегда удобное, зато доступное по цене и местам следования», — пояснил эксперт «Ленте. ру».


До 2013 года автобусы обходились населению дороже, чем железнодорожная плацкарта, а уже с 2014 года

ситуация изменилась коренным образом, и в 2015 году путешествие на автобусе стало дешевле. По данным Росстата, с 2007 по октябрь 2015 года прирост цен на билеты междугородных автобусных направлений составил 113 процентов. За тот же период плацкарт подорожал на 207 процентов в нефирменных поездах дальнего следования и на 209 процентов — в фирменных. Авиабилеты хоть и выросли в цене всего на 35 процентов, однако из-за дороговизны перелетов в абсолютном выражении многие россияне предпочли отказаться от них вовсе или сократить количество поездок.


Субсидии на перевозки достанутся избранным


«Люди начинают выбирать альтернативные варианты передвижения по стране и за границу», — подтверждает основатель туристического сервиса Туту. ру Дмитрий Храпов. Он указывает и на другой фактор: развитие внутреннего туризма напрямую сказывается на востребованности автобусных перевозок. Гендиректор и сооснователь Busfor Илья Екушевский добавляет, что более востребованными у туристов в последнее время стали бюджетные автобусные маршруты в ближнее зарубежье — в Грузию и Армению, увеличился и автобусный пассажиропоток между Украиной и другими странами СНГ — за счет миграции рабочей силы.


Рост автобусных перевозок продолжится, утверждают эксперты: в ближайшие годы по стабильной стоимости билетов железнодорожному сообщению вряд ли удастся составить конкуренцию автобусам. «В абсолютных показателях, как мы ожидаем, количество поездок на автобусе внутри страны в текущем году составит 270 миллионов. Для сравнения: в 2014-м показатель был чуть выше 258 миллионов», — говорит Виктор Василенко. Недостатки рынка


Несмотря на активизацию спроса на автобусные поездки, эта часть транспортной системы в нашей стране долгое время оставалась непрозрачной. «Немалая часть сделок происходит нелегально: билеты продаются за наличные средства, нет жесткого контроля за финансовыми потоками», — говорит Екушевский.


При этом обороты рынка огромны, его представляют тысячи разрозненных игроков — перевозчиков и транспортных компаний (по данным Росстата, 74,2 процента организаций отрасли имеют частную форму собственности). Ространснадзору — службе, которая выдает лицензии на осуществление пассажирских перевозок, — уследить за ними сложно.


Есть проблемы и инфраструктурного характера: если на другие виды транспорта можно купить билеты через интернет, то на автобус билеты продаются в большинстве случаев только в кассе или у водителя. При продаже через интернет нередки сбои вроде продажи одного места двум пассажирам, говорит Виктор Василенко. «У разных автовокзалов и перевозчиков нет единого согласованного реестра названий станций, и актуальная информация поступает не оперативно», — добавляет Дмитрий Храпов из Туту. ру. Этот сервис лишь недавно начал продажу билетов онлайн — прежде процесс обмена информацией не был налажен.


Кроме того, этот массовый вид транспорта является далеко не самым безопасным. Количество пострадавших в одной аварии при междугородней перевозке в 1,5-2 раза выше, чем на внутригородском сообщении, подсчитали в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО). Причем наиболее опасна и травматична, по статистике, перевозка маршрутками. Причин много: от ненадлежащего уровня оснащенности таких транспортных средств элементами пассивной безопасности до низкой дисциплины водителей маршруток, считают в НССО. При этом транспортники далеко не всегда исполняют закон и обзаводятся полисами обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.


В мае Минэкономразвития предложило концепцию, которая вписывает автобусные перевозки в общую стратегию развития пассажирского транспорта. Для этого ведомство в партнерстве с Минтрансом соберет всю актуальную статистику в отрасли, включая данные о пассажирообороте и маршрутах. В рамках концепции развития межрегиональных пассажирских перевозок предлагается внедрить единый стандарт транспортного обслуживания населения (определяющий регулярность сообщения, предельную продолжительность поездки и минимальный набор сервисов) и заключать с компаниями так называемые «регуляторные транспортные договоры» на перевозку пассажиров по отдельным маршрутам. Но в качестве пряника перевозчики отдельных низкорентабельных направлений могут рассчитывать на субсидии из бюджета.


Сами участники рынка считают, что их бизнес достаточно охвачен контролем государства. «Уже принят закон 220-ФЗ, его достаточно, теперь все зависит от контролирующих органов, в том числе Ространснадзора, — насколько активно они будут следить за его исполнением», — заверил «Ленту. ру» президент Московского транспортного союза Станислав Москвичев.


Впрочем, признается эксперт, действующий закон имеет свои недочеты. Например, в нем отсутствует понятие «туристические перевозки», поэтому услуги по доставке туристов попадают в разряд заказных перевозок, для которых получение маршрутной карты не требуется. Но сегмент рынка, который в последнее время активно развивается благодаря росту путешествующих по стране, просто выпадает и не может претендовать в том числе и на субсидирование — договорные перевозки считают разовыми, а не регулярными.


«Регионы России обладают огромным потенциалом для развития туристических проектов, но один из барьеров для развития туризма — огромные расстояния от городов до исторических и природных достопримечательностей», — говорит депутат заксобрания Иркутской области Андрей Чернов. По его словам, на тех маршрутах, где недоступно железнодорожное и авиасообщение, особенно актуальны автобусные перевозки: например, на Ольхон — крупнейший остров на озере Байкал — сейчас можно добраться только на автотранспорте. «Эта проблема есть на многих туристических направлениях. При субсидировании автобусных перевозок из бюджета путешествия по России станут более привлекательными для наших граждан», — уверен он.


Как сообщил «Ленте. ру» директор профильного департамента Минэкономразвития Ярослав Мандрон, организаторы автобусных перевозок опасаются, что их деятельность будет чересчур зарегулирована. Но, по его словам, цель министерства — поддерживать развитие того вида транспорта, который оптимален для конкретного региона или направления. Если автомобильный вид транспорта на каком-то маршруте окажется приоритетным — государство будет поддерживать не железнодорожные пригородные пассажирские компании, а развивать в этих районах автобусное сообщение.


И это уже в интересах не только представителей отрасли, но и жителей нашей огромной страны. Впрочем, если власти начнут организовывать и регулировать перевозки — цены вырастут, считают эксперты. «Что лучше — свободный рынок, формирующий конкуренцию, или жесткое государственное регулирование, способное навести порядок? Баланс, как всегда, где-то посередине», — философски заключает Виктор Василенко.


Инесса Паперная



Какое будущее у междугороднего автобусного сообщения в стране _ деловой климат_ бизнес_ lenta. ru бизнес технологии

14.08.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика