Строительство или демонтаж являются теми процессами, после которых обычно остается немало мусора. И утилизация подобных отходов может стать проблемой,...
Читать далееФинам. ru - мусорный бизнес - дым из трубы - рынок и аналитика _ вопрос эмитенту экономика шпаргалки
Без решения проблемы эффективной переработки отходов города-миллионники просто утонут в мусоре. К настоящему времени в России накоплено более 35 млрд тонн мусора, под его хранение занято 4 млн га земли. Ежегодно образуется около 60 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), а перерабатывается не более 8-10%.
Мусоросжигательные заводы (МСЗ) - это одно из самых эффективных решений для радикальной утилизации ТКО, даже несмотря на вредные выбросы: вред от МСЗ гораздо меньше, чем от бесконтрольно гниющей свалки. Существенно снизить этот вред можно, если не сжигать все отходы вместе, а раздельно переработать различные его типы,
для чего требуются сортировочные станции и организация системы раздельного сбора отходов, что безусловно приводит к удорожанию подобных проектов.
Впрочем, пилотный проект, реализуемый "РТ-Инвест", а именно строительство МСЗ с полной переработкой ТКО, обеспечивающей нулевое захоронение отходов, и без того недешев. Стоимость такого предприятия, разработанного швейцарско-японской компанией "Hitachi Zosen Inova AG", составляет €250-300 млн, в наших условиях его строительство может обойтись в 20-30 млрд рублей. Для "РТ-Инвест", которая вложит около 90% этих средств, деятельность по переработке отходов является не благотворительностью, а бизнесом. Следовательно, встает вопрос об отдаче, т. е. гарантированном возврате инвестиций и получении прибыли. А вот с этим есть проблемы.
Компания рассчитывает получать отдачу от продажи вырабатываемой сжиганием мусора энергии через рынок мощности, для чего предполагается использовать т. н. "зеленый тариф", стимулирующий производителя. Этот поход она продвигает с 2013 года, но идея субсидирования заводов через оптовый рынок электроэнергии не находит поддержки ни на рынке, ни у профильных ведомств. Никому не выгодно покупать дорогое электричество. Мусоросжигание неэффективно: удельные капитальные затраты такого типа МСЗ (374 тыс. руб./кВт) в девять раз выше, чем для тепловых ДПМ, и в 3,4 раза выше, чем у солнечных электростанций (СЭС). Операционные затраты для ТКО (2,5 млн руб./МВт) превосходят показатели новых ТЭС в 20 раз, СЭС — в 12 раз.
Проекты по переработке ТКО также могут финансироваться через тариф за услуги по обращению с отходами и экологический сбор с предприятий, но Минприроды и Минэкономики против строительства заводов "Ростеха" за счет конечных потребителей. В московском регионе сначала планировали построить 11 новых заводов, теперь решили ограничиться четырьмя. Но вот что, по свидетельству газеты "Коммерсантъ", говорил глава подмосковного Минприроды Александр Коган: "если механизм поддержки через рынок мощности не заработает, запуск четырех пилотных заводов потребует увеличения тарифа на сбор и вывоз бытовых отходов для граждан с 1,5 тыс. до 10-12 тыс. руб. за тонну с человека". Допустим, в Казани эта сумма будет в четыре с лишним раза меньше, но ведь все равно это много. Это вряд ли понравится населению, особенно в период экономического кризиса и снижения реальных доходов. Следовательно - не обойтись без бюджетных субсидий.
"РТ-Инвест" (дочерняя компания госкорпорации "Ростех") уже известна рынку как инициатор и оператор небезызвестной системы взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон", которую удалось внедрить несмотря на протесты дальнобойщиков. Это свидетельствует о наличии достаточно серьезного административного ресурса у компании, чтобы добиваться поставленных целей, поэтому вероятность запуска проекта очень высока. Особенно в Татарстане, где она уже стала крупнейшим оператором рынка твердых коммунальных отходов. Еще в 2013 году "РТ-Инвест" приобрел компанию "ПЖКХ", которая обслуживает 90% населения г. Казани и пригородов, ежегодно перерабатывая 2,5 млн кубометров отходов. В конце прошлого года оператор завершил работы по строительству первой очереди полигона твердых бытовых отходов "Восточный" на Мамадышском тракте. И вот - пилотный проект МСЗ, который стартовал даже раньше, чем аналогичные проекты в Московской области.
Польза от реализации этого проекта для экологической ситуации в Казани не вызывает сомнений. Но нужно отдавать себе отчет в том, что несмотря на любые заверения, его окупаемость и дальнейшее содержание в конечном счете рано или поздно лягут бременем на бюджет республики.
Также как строительство платных дорог, концессии в сфере транспорта или ЖКХ, подобные проекты в России не выходят на стадию самоокупаемости. В отличие от экономически развитых стран, откуда они пришли и где они вполне эффективны, в наших экономических реалиях они остаются дотационными. Дело тут вот в чем. Затраты на реализацию проекта, сроки окупаемости и норму прибыли, если не слишком жадничать, при желании можно привести в соответствие с уровнем зарубежных аналогов. Но обеспечить сопоставимый платежеспособный спрос конечного потребителя, конечного плательщика, т. е. населения - задачка не из простых. Иными словами, наши тарифы, обеспечивающие своевременную окупаемость инфраструктурных проектов, сопоставимы со странами, где все это эффективно работает, а уровень доходов потребителей катастрофически отстает.
Стоимость переработки отходов для жителя той же Швейцарии составляет 108 франков, но и средняя зарплата после налогов превышает 6 000 франков в месяц, а средние доходы семей в Швейцарии после уплаты всех налогов и сборов составляют 2500 франков. В России же среднемесячная зарплата в первом квартале 2016 года составила по данным Росстата 34 тысячи рублей, в республике Татарстан - 29 тысяч. В результате - снижение тарифов и бюджетные дотации становятся неизбежны.