Кризис меняет потребительское поведение жителей татарстана. больше 50% граждан стали экономить на еде - kazanfirst деньги на ветер

Кризис меняет потребительское поведение жителей татарстана. больше 50% граждан стали экономить на еде - kazanfirst деньги на ветер


Артем Малютин — Казань


Кризис постепенно меняет потребительское поведение жителей Татарстана: они боятся брать новые кредиты, а больше половины граждан теперь экономят на еде, показывают данные последнего опроса, проведенного Центром экономических и социальных исследований РТ (ЦЭСИ).


С 25 января по конец марта ЦЭСИ опрашивал людей, как ситуация в экономике повлияла на их поведение и покупательскую активность. Опрос показал, что свои привычки из-за кризиса не изменили только 8,8% респондентов — остальные или отказались от покупки некоторых товаров, или покупают их реже.


От предметов роскоши, приобретения

товаров длительного пользования, а также расходов на культурные мероприятия в последние полгода (до завершения опроса) вынуждены были отказаться 47,4% татарстанцев.


43,9% опрошенных стали выбирать более дешевые товары и услуги.


Жители республики стали брать меньше кредитов — отныне они предпочитают накапливать деньги, показывают данные ЦЭСИ. От приобретения одежды и бытовых товаров в кредит отказались (или покупают меньше) 29,8% граждан, от кредитов на автомобиль или недвижимость — 26,3% опрошенных.


Каждый пятый участник исследования — 22,8% — ответил, что из-за кризиса склоняется к накопительной модели поведения. Читайте также: Бум потребительского кредитования прошел. Граждане все более осторожно обращаются за новыми займами


Конец сладкой жизни


Более половины опрошенных, или 50,9% сократили расходы на продукты питания, видно из материалов ЦЭСИ. Среди них 48,3% снизили продуктовые траты более чем на 10%, а 27,6% пришлось урезать расходы почти на треть.


47,4% тратят на еду столько же, сколько и раньше, еще 1,8% жителей затруднились ответить.


Чаще всего из-за падения доходов люди отказываются от кондитерских изделий (61,4) и сладостей (59,6%). Еще 56,1% респондентов ограничили потребление рыбы и морепродуктов, 50,9% — мясной продукции и фруктов.


Есть и такие, кто не сократил, а наоборот, увеличил расходы на продукты — об этом заявили 7,4% опрошенных. Однако при этом они замечают, что самих продуктов на эти деньги теперь могут купить меньше.


Что беспокоит


В прошлом году инфляция в Татарстане составила около 13%, а реальные доходы населения упали на 7%. Свои главные проблемы большинство татарстанцев связывают с удовлетворением базовых потребностей и низким уровнем благосостояния, говорится в материалах ЦЭСИ. Из 1500 участников прошлогоднего исследования почти 40% сказали, что больше всего обеспокоены низким доходом (почти 40%) и растущей безработицей (30,9%)


Показатели Татарстана не исключительные, примерно те же тенденции наблюдаются по России в целом, говорит руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМа Олег Чернозуб .


В ноябре 2014 года в стране было примерно 16% материально неблагополучных семей, а к январю 2015-го стало уже 46%, с тех пор эта цифра выросла: теперь в среднем по России их около 52%, рассказывает он. «Это говорит о том, что кризис действительно есть и рядовые граждане его действительно ощущают», — отмечает Чернозуб.


Однако нынешний кризис, утверждает собеседник, Россия переживает лучше, чем предыдущие: уровень инфляции ниже, розничные продажи просели не так сильно, безработица увеличилась незначительно, перечисляет Чернозуб.


В кризис 2009 года граждане стремились избавляться от наличных денег, обменивая их на товары. В этом году впервые в истории России был достигнут проинфляционный консенсус: люди стали склонны консервативно относиться к тратам и не торопятся расстаться с деньгами. Это говорит о том, что, по их мнению, в долгосрочной перспективе деньги могут принести больше пользы, резюмирует Чернозуб.


Фото: expert. ru, znaikak. ru



Кризис меняет потребительское поведение жителей татарстана. больше 50% граждан стали экономить на еде - kazanfirst деньги на ветер

27.07.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика