Приведенные материалы дают картину, очень напоминающую характеристику денежного голода, которая была дана нами для периода гражданской войны в первой ...
Читать далееПомимо печатания денежных знаков в центре, принимались меры к увеличению.; продукции местных фабрик Гознака. Так, в письме Наркомфина, в связи с вопросом о печатании денежных знаков для Армянской ССР в Ростовской на Дону экспедиции, Управлению фабриками Гознака предлагалось расширить
до максимальных размеров производство дензнаков на месте для снабжения всего Юго-Востока и Кавказа.
Практиковавшееся в этот период натурпремирование рабочих продуктами собственного производства, конечно, не могло быть применено на фабриках Гознака; отчасти в силу этого, а также ввиду важности производства Гознака Наркомфин настойчиво добивался перед Наркомпродом снабжения в особом порядке рабочих, занятых на предприятиях Гознака.
Летом и осенью 1921 г. в связи с неурожаем и голодом ухудшилось натур - снабжение рабочих местных фабрик Гознака в Перми, Пензе и Ленинграде. Рабочие пермской фабрики Гознака, сообщая о своем катастрофическом положении, настойчиво просили В. И. Ленина перевести фабрику в Москву.
Реальная ценность эмиссии в течение октября—декабря значительно возросла, что временно смягчило остроту денежного голода. Кроме того, с января 1922 г. развернулась. перестройка финансирования расходов местного управления и хозяйства на началах нэпа, что сократило требования мест к бюджетному финаясированию из центра за счет эмиссии. В период январь—май 1922 г. большая часть промышленных предприятий была снята с бюджета и переведена на хозрасчет.
Если в результате этих процессов острота финансового напряжения к зиме 1922 г. ослабла, то летом — осенью того же года денежный голод вновь обострился. Чтобы удовлетворить возросшие требования на денежные знаки, Наркомфину, с целью получения возможно большего номинала, пришлось выпускать преимущественно крупные купюры. В силу этого денежный голод принял форму так называемого Разменного кризиса.
Итак, в течение всего этого периода, т. е. до выпуска червонцев в декабре 1922 г., наблюдался так же, как и в период гражданской войны, острый денежный голод, но этот денежный голод играл иную роль по сравнению с военным коммунизмом. Теперь были все возможности для его ликвидации в связи с восстановлением хозяйства, оздоровлением финансовой системы и созданием на этой основе предпосылок стабилизации рубля.