Наша работа посвящена изучению ряда проблем истории денежного обращения СССР и денежной политики советской власти с момента Октябрьской социалистическ...
Читать далее
Специфической формой торговли в условиях военного комму низма было так называемое мешочничество. Мешочническая тор говля тормозила проведение военно-коммунистических мероприя тий, и в первую очередь продразверстки, мешочничество развра щающе действовало на крестьянство и на рабочий класс. Ме шочники, спекулируя на разнице денежной цены наиболее ходовых товаров, использовали для спекуляции совзнаки. Таким образом, советские денежные
знаки, попадавшие в руки буржуазных элементов, использовались ими в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся. чВ этом находили свое выражение классовая борьба в сфере рынка и денежного обращения и. противоречия, заложенные в эмиссии советских денежных знаков.
В соответствии с особым характером торгового оборота на рынке в условиях военного коммунизма для обращения товаров необходимы были низкие, по своей реальной ценности, купюры дензнаков.
Рынок при военном коммунизме являлся объектом активного воздействия продовольственной политики пролетарского государства. Ряд декретов и мероприятий в отношении торговли ненормированными продуктами, провоза продуктов по железной дороге и водным путям, приема продовольственных посылок почтой и т. д. оказывал сильное воздействие на динамику рыночных цен товаров. Однако такой характер регулирования рынка не давал возможности государству овладеть механизмом рынка и осуществлять непосредственное экономическое регулирование рынка, а следовательно, и денежного обращения.
Тенденция вытеснения денежного обращения рыночным товарообменом и появление местных товарных эквивалентов представляли собой реакцию стихии рынка против эмиссии и попытку таким путем освободиться от эмиссионного налога и создать собственные деньги — всеобщий эквивалент. Эта тенденция, означавшая отрицание советских денег и попытку утверждения рынком капиталистических денег, а в конечном счете — золота, получила сильное развитие и создала угрозу подрыва советской валюты при переходе к нэпу в 1921/22 г.