Наружная реклама имеет большое количество размеров и форм, а также выполнена по множеству технологий. Но вне зависимости от вышеперечисленных моментов...
Читать далееИнвентаризация призвана упорядочить рынок, значительная часть которого сегодня находится в тени. Так, по данным предварительного мониторинга министерства по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО), сегодня в регионе около 25 тысяч рекламных конструкций, но лишь пятая часть из них согласована с управлением автодорог и муниципалитетами.
Напомним, что с 1 января 2016 года полномочия по регулированию рынка наружной рекламы
и ее размещения, прежде всего вдоль региональных, федеральных и межмуниципальных дорог, перешли к МУГИСО. Раньше этим занимались сами муниципалитеты в пределах своих границ. Понятно, что не у всех получалось выдерживать единые требования. Поэтому нередки были жалобы на покосившиеся, заржавевшие или сломанные конструкции, портящие внешний вид трассы, а то и неэтичную и даже аморальную рекламу. С 24 февраля область взяла под контроль и рынок «наружки» Екатеринбурга.
— Темпы наведения порядка в этой сфере и возможности муниципалитета не отвечали требованиям, которые предъявляются в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, — поясняет министр по управлению госимуществом Свердловской области Алексей Пьянков. — Кроме того, анализ показал: очень большое количество рекламных конструкций просто не включено в схему размещения. Значит, лишь часть их арендаторов платила муниципалитету за фактическое пользование. Я не могу сказать, что весь рынок наружной рекламы теневой, но большая его часть точно не легализована. Впрочем, у нас нет цели наказывать компании за желание обойти закон. Пока им это позволялось, понятно: бизнес минимизирует потери. Наша задача — не допустить нарушений в дальнейшем.
По словам министра, на уровне области порой проще мобилизовать те резервы на местах, которые не в состоянии использовать местные власти и тем самым повысить доходный потенциал территории. А муниципалитеты получат эти деньги в виде субвенций, дотаций и субсидий из областной казны.
Понятно, что местные власти, особенно в крупных городах, потерей полномочий весьма недовольны. В частности, в администрации Екатеринбурга утверждают: мэрия и без того активно занималась упорядочением этой сферы. В 2015 году специалисты МБУ «Городская реклама» проверили 5521 конструкцию и выяснили, что каждая вторая из них установлена самовольно. В итоге силами владельцев и городских служб были демонтированы1824 объекта.
— На сегодняшний день в схему включено 1665 рекламных мест, планировалось увеличить их количество до 3500, — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь администрации города Денис Сухоруков. — Все прочие в любом случае стоят без разрешительных документов. В схему большинство из них не может быть включено, так как они устанавливались с грубым нарушением ГОСТа. Причем до момента демонтажа владельцы таких рекламных конструкций обязаны оплачивать штрафы за необоснованное обогащение от использования муниципального имущества.
МУГИСО тоже провело показательный демонтаж билбордов: в январе, после принятия полномочий, ликвидировали 50 конструкций, установленных с нарушением стандарта — слишком близко друг к другу или к дорожному полотну, вблизи развязок, требующих повышенного внимания водителей. Столь пристальному вниманию подверглись щиты на Кольцовской трассе, на ЕКАДе, а также рядом с Нижним Тагилом и Серовом.
Большое количество рекламных конструкций не включено в схему размещения. Это значит, что лишь часть арендаторов платила муниципалитету за фактическое использование щитов.
— Несколько наших щитов попали под демонтаж, — рассказывает руководитель рекламной группы Сергей Котельников. — Причина в том, что конструкции устанавливали лет восемь назад, с тех пор строились новые развязки, дороги расширялись, как, например, в районе экспоцентра. Не удивительно, что билборды оказались слишком близко к проезжей части.
Средства на демонтаж изначально выделяются из бюджета, подрядную организацию определяют по итогам конкурса. Предложения сильно разнятся. Так, на самом первом аукционе цену удалось снизить в три раза от заявленной первоначально.
— Например, один из подрядчиков готов получать по шесть тысяч рублей за демонтаж каждой конструкции. Это недорого. Для сравнения: в ряде муниципалитетов без аукционов, а в рамках муниципального задания подведомственным учреждениям платили по 30 тысяч, — рассказал «РГ» Алексей Пьянков.
На то, чтобы у срезанной рекламной конструкции нашелся хозяин, заплатил штраф и компенсировал расходы на демонтаж, перевозку и хранение своего щита, дается месяц. Билборды, владельцы которых так и не нашлись, МУГИСО вправе сдать в металлолом и пополнить тем самым региональный бюджет на несколько тысяч рублей.
Но это крайняя мера. В МУГИСО заявляют, что не собираются сносить поголовно все щиты, не включенные в схему размещения, хотя и признают, что сегодня 90 процентов существующей наружной рекламы не соответствуют ГОСТу 2003 года. А уже в текущем месяце должны появиться обновленные стандарты. Вся надежда на то, что, с одной стороны, они обеспечат выполнение требований закона, а с другой — не допустят, чтобы и муниципалитеты, и предпринимательское сообщество потеряли доходы в непростых экономических условиях.
— Как только полномочия были переданы на уровень области, всех участников рынка собрали на совещание, обещали шашкой не махать, а дорабатывать городскую концепцию и искать варианты узаконивания щитов, — говорит Сергей Котельников. — Известно, что новые стандарты мягче: соответствовать требованиям будут уже не десять процентов рекламных конструкций, а 60−70.
В планах министерства провести детальную инвентаризацию, по итогам которой большинство конструкций легализуют — введут в правовое поле и в соответствии с утвержденной концепцией станут разыгрывать на аукционах. В ведомстве поясняют, что работа ведется практически с нуля: в небольших муниципалитетах в схемы занесена едва ли десятая часть конструкций.
Как сообщил начальник департамента по управлению муниципальным имуществом Екатеринбурга Вадим Дударенко, «наружка» ежегодно приносит в бюджет уральской столицы 150 миллионов рублей. Расчет идет таким образом: базовую ставку — сегодня она равняется 730 рублям за один квадратный метр рекламной конструкции — нужно умножить на корректировочные коэффициенты, которые зависят от автомобильного и пешеходного трафика и городской зоны (например, в центре место дороже, чем в спальных районах). В итоге средняя плата, скажем, за щит три на шесть метров в Екатеринбурге составляет около 53 тысяч рублей в год. Плюсом в бюджет идут еще несколько миллионов от оплаты госпошлины: сбор за размещение одного средства наружной рекламы составляет пять тысяч рублей.
— Сто процентов всех доходов как поступали, так и впредь будут поступать в бюджеты муниципалитетов, — заверяет Алексей Пьянков.
Справка «РГ».
Согласно общероссийской системе онлайн-бронирования рекламных щитов, месячная аренда самого дорогого щита три на шесть метров в Екатеринбурге стоит 29 800 рублей, самого дешевого — 5500. То есть в среднем получается 16−17 тысяч. Таким образом, при стопроцентной загрузке рекламное агентство за год может получить от одной конструкции около 200 тысяч рублей. Однако далеко не всегда щиты заняты: за последний год самая высокая загрузка поверхностей была в декабре — 67 процентов, самая низкая в июне и всю осень — от 40 до 46. На сегодня, по данным портала, в Екатеринбурге 2571 щит из 4385-ти свободен, на Кольцовском тракте из 123 конструкций 47 не заняты, в Нижнем Тагиле 270 щитов из 881-го ищут рекламодателей.
Между тем.
В Москве выведением из тени рынка наружной рекламы занялись еще несколько лет назад. Была проведена ревизия имеющихся рекламных конструкций и составлен их реестр, размещенный в открытом доступе. Разработаны критерии, которым должны соответствовать рекламоносители. Территорию столицы поделили на зоны, где цена аренды билбордов дифференцирована. Вместо автоматического продления договоров аренды предпринимателям предложили принять участие в открытых торгах, по итогам которых заключаются новые контракты. Начальную цену определяли, исходя из поступлений от аренды рекламных конструкций в предыдущие годы, однако по результатам торгов стоимость рекламной площади выросла на порядок. Сегодня у города Москвы нет необходимости содержать целый отдел, занимающийся наружной рекламой: все щиты на основании долгосрочных договоров переданы рекламным агентствам. У чиновников осталась лишь функция контроля, которую фактически осуществляет один человек.