Многие люди, которые плохо знакомы с миром инвестиций и финансов полагают, что торговля на фондовом рынке – это игра в рулетку. Но если знать некоторы...
Читать далееВладимир колтович_ к развитию конкуренции будет принципиальный подход _ новости беларуси - белта money 4 jam
Владимир Колтович
Министр торговли
Через три месяца на фасаде здания нынешнего Министерства торговли появится новая шильда - Министерство антимонопольного регулирования и торговли. К этому времени должно поменяться не только, а, точнее, не столько название: по сути, в стране создается новый орган госуправления. О каких преобразованиях идет речь и, главное, во имя чего эти преобразования затеяны, корреспонденту БЕЛТА рассказал пока еще министр торговли, а через три месяца - министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
- Владимир Васильевич, чем вызвана необходимость создания в стране антимонопольного органа?
- О необходимости
такой структуры, причем самостоятельной, говорили давно. Создание министерства обусловлено развитием товарных рынков в нашей стране. Более того, сегодня товарные рынки республики - это уже составная часть общего евразийского рынка. А рынок - это всегда конкуренция: чем больше игроков, тем жестче условия. Неконтролируемая конкуренция, как правило, приводит к негативным последствиям в результате недобросовестного поведения субъектов хозяйствования. Причем в проигрыше остается в конечном счете простой покупатель. Поэтому задача Министерства антимонопольного регулирования и торговли состоит в упорядочении взаимоотношений между субъектами, другими словами, в установлении правил игры на рынке между поставщиками и продавцами через стимулирование развития добросовестной конкуренции.
Особо хочу подчеркнуть, что данный государственный орган является регулятором как по отношению к субъектам хозяйствования, так и к решениям, принимаемым органами власти. Например, пресловутая проблема административного ограничения поставляемых отечественных товаров между областями. Никто не вправе ограничивать конкуренцию. Это закон. Кстати, в России за ограничение конкуренции введена уголовная ответственность.
- Вы говорите об установлении правил игры, но ведь сегодня в составе Министерства экономики есть департамент ценовой политики, есть законодательная база. Так о чем идет речь - о создании антимонопольного органа с нуля или о базе, которую нужно будет совершенствовать?
- К счастью, начинать с нуля нам не придется. Но наше антимонопольное законодательство отстает от ожиданий реальной экономики. При этом я уверен в том, что и существующих законодательных норм пока вполне достаточно. Просто необходимо правильно поставить работу и настойчиво добиваться результата.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего это принципиальный подход к любой проблеме, связанной с развитием конкуренции. В Директиве №4 написано: "Конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо". Это должно стать основой работы нового министерства. В этой связи несложно прогнозировать, что решения могут быть, мягко говоря, совсем не популярными. Я бы хотел провести аналогию с работой Торговой инспекции. Много дискуссий в СМИ, интернете, правильно ли поступают контролеры, когда приостанавливают работу торгового предприятия за наличие просроченных товаров, например. Суть-то в чем? Не в количестве недочетов. Суть в том, что торговля получила четкий сигнал: все, что говорит закон, должно быть выполнено. По этому принципу хотелось бы выстраивать и работу антимонопольных органов.
Кстати, новое министерство будет выстроено без двойного подчинения, то есть антимонопольные управления выводятся из состава облисполкомов и Мингорисполкома. Это обеспечит независимость принятия решений. Кроме того, торговые инспекции соединятся с антимонопольными управлениями на местах, что несомненно повысит статус последних. Хотел бы отметить, что предметом внимания нового министерства будут абсолютно все субъекты хозяйствования, а не только торговля.
- А на чей опыт вы будете ориентироваться?
- Как показывает практика, каждая страна имеет свои особенности построения структуры антимонопольного органа. На формирование политики в этой сфере влияют и уровень развития национальной экономики, и сложившееся законодательство. Нужно понимать, что нормативно-правовая база одной страны, даже самая лучшая, не может быть в полной мере применена в другом государстве в силу различных особенностей. Поэтому мы используем лучший опыт как России, так и стран ЕС, но пойдем своим путем.
- Какой штат будет у Министерства антимонопольного регулирования и торговли?
- Сразу хочу подчеркнуть, что количество чиновников не увеличится. В общей сложности на всю страну будут работать 228 человек, в том числе по 14 человек на каждую область и город Минск.
- В каком составе перейдет в новое министерство департамент ценовой политики Минэкономики?
- Все 23 штатные единицы, которые сейчас есть в департаменте, будут и в новом министерстве. Кроме того, как я уже говорил, в состав министерства войдет часть работников управлений антимонопольной и ценовой политики областных исполкомов, а также Минского горисполкома. В результате функции антимонопольного регулирования и контроля, контроля в сфере ценообразования и цен, а также ценового регулирования товаров (работ, услуг) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Госреестр хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках, в полном объеме передаются от местных властей нашему министерству.
- Что предстоит сделать в ближайшие три месяца?
- За три месяца мы должны решить три блока вопросов. Первый - это приведение нормативной базы в соответствие, разработка нового положения о министерстве. Второй - это кадровые вопросы. Мы должны сформировать структуру, штат. Третий блок - организационно-технический. Нужно разместить людей, обеспечить им соответствующие условия работы.
- Думаю, вы со мной согласитесь, что эффективность практически любого начинания может запросто упереться в так называемый человеческий фактор. Достаточно ли в Беларуси кадров, которые смогут реализовать задуманное?
- Специалисты, которые сейчас занимаются антимонопольным регулированием, подготовлены, но мы все равно говорим о том, что нет предела совершенству. Поэтому предстоит учиться, в том числе при содействии ПРООН: одной из программ предусмотрено обучение 10 человек зарубежным практикам. Кроме того, с нашими учреждениями образования, прежде всего экономическим университетом, есть договоренность об открытии специализаций по подготовке специалистов антимонопольной политики.
- Давайте вернемся к эффектам создания Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Ощутят ли их граждане и если да, то как скоро?
- Не так, чтобы сразу, но в итоге, несомненно, ощутят. Эффект для населения проявится в снижении цен. Основная задача антимонопольного органа - развитие здоровой конкуренции, которая в конечном счете приведет к оптимальному соотношению "цена-качество". Но для того, чтобы развить конкуренцию, мы должны создать равные условия работы на рынке. Нельзя делать преференции одному в ущерб трем или четырем. Перед законом все предприятия равны. Об этом нужно помнить и этим руководствоваться.
- Кстати, как можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию с ценами?
- Ситуация относительно стабильная. Помните, как после принятия постановления об отмене регулирования цен было много разговоров о том, что цены вырастут на 20-30%, что будет ценовой всплеск? Но никакого всплеска не произошло. Потому что создана конкурентная среда. Особенно в пищевой промышленности.
- Тем не менее, инфляция опережает прогнозные показатели.
- Опережает, но ненамного. И если ее разложить на составляющие, то можно увидеть, что в январе-апреле наибольшее влияние оказал рост цен на услуги. Если говорить о продуктах питания, то есть еще такое понятие, как сезонность. Например, появление молодого картофеля инфляцию, конечно, увеличит.
- Может ли внутренний рынок уже сейчас отреагировать на создание министерства?
- Это вряд ли. Нам предстоит системная и, главное, разумная работа, чтобы в итоге получить максимальный эффект.
- А если говорить об иностранных инвесторах, сотрудничестве с международными финансовыми организациями, вступлении в ВТО?
- В этой связи изменения должны быть. Насколько я знаю, создание отдельного антимонопольного органа находилось во всех матрицах и при работе с ВТО, и при работе МВФ. Кроме того, для иностранного инвестора - это четкий сигнал, что инвестиции защищены.
Внутри же страны задачи министерства лежат в двух плоскостях: снижение расходов бюджета и потребительских цен. То есть эффект будет как для государства, так и для населения.
Дорогу осилит идущий. Все задачи должны решаться по мере их поступления или, я бы сказал, по мере их созревания. При этом, несомненно, в основу должны быть положены классические подходы антимонопольных практик и развития конкуренции.
Юлия ОГНЕВА