Deutsche Bank, крупнейший частный банк Германии, несет в себе крупнейшие риски для мировой финансовой системы. Среди глобальных системно значимых банк...
Читать далееВ работе заседания приняли участие представители министерства здравоохранения России и ФОМС, Счетной палаты, врачебного сообщества из разных регионов страны. Всего около трехсот человек.
Сегодня в России результатом реформ в духе глобализации и «оптимизации» системы отечественного здравоохранения по западно-европейскому образцу стало стирание преимуществ и достоинств национальной медицинской школы. И случилось невозможное: вместо практикующего врача в центре внимания государственной
системы здравоохранения оказалась фигура «счетовода-бухгалтера» или «кассира-страховщика». Именно эти «профессионалы от экономики и финансов» сегодня определяют духовную сущность и идейный облик российской государственной системы здравоохранения, уровень качества и саму возможность оказания медицинской помощи населению, надежность и перспективы национальной медицинской школы. Во всем мире уже давно известно и про порочно доминирующий в западной медицине синдромальный подход, и про сознательно упрощенную (в угоду аптечному бизнесу) методологию построения общего реестра заболеваний, и про то, что по своей духовной сущности европейская медицина не обещает вылечить, но гарантирует продажу лекарств, как товара и оказание коммерческой услуги, поскольку в европейской медицине врач — это специалист, содействующий продажам. Такой вот маркетолог «аптечного дела».
Теперь подобные аномальные сдвиги профессиональной идеологии врачебной деятельности произошли и в нашей стране — в масштабах всей системы здравоохранения. И сейчас вместо того, чтобы заниматься на государственном уровне изучением и развитием уникальных традиционных национальных медицинских школ и методик, минздрав занимается оптимизацией расходов, пытаясь «монетизировать принципы» клятвы Гиппократа «под крышей» страхового бизнеса.
Сегодня мы столкнулись с выхолащиванием сути и самой идеи государственной медицинской помощи. Если говорить об организационных аспектах реформирования системы здравоохранения советского образца, то с точки зрения медицинских канонов, по сравнению с ныне существующей системой, советское здравоохранение было вполне эффективно и адекватно времени и ситуации. Единственным слабым местом советской медицины было отсутствие системы реабилитации. Но это уже дискуссионный академический вопрос: считать ли реабилитацию частью государственной медицинской помощи или самостоятельным направлением государственной социальной политики?
Грани очень размыты и вопрос неоднозначен.
Проблему можно и нужно было решать через развитие традиционных национальных оздоровительных методик и направлений, объединив в государственном масштабе все традиционные местные лечебно-оздоровительные школы под эгидой комплементарной медицины. Но сегодня министерство здравоохранения, забыв про пациентов и врачей, как и многие другие министерства и ведомства, поглощено другими «важными» задачами: отстаиванием своей финансовой автономии.
Есть, например, в нашей стране северная ветвь известной во всем мире тибетской медицины — бурятская медицина. По своей сути — это часть мировой буддистской религиозной доктрины. На этих принципах до сих пор обучаются и практикуют бурятские врачи-целители. Но как чиновникам минздрава монетизировать постулаты или каноны древнейшей мировой религии, возраст которых измеряется тысячелетиями? Еще в советское время это направление медицины более 70 лет изучали серьезные академические институты. Были получены уникальные методики и достигнуты великолепные результаты. Но до конца это направление изучено так и не было.
А страдают от этого наши граждане, фактически ущемляются их конституционные права: людей лишают права выбора эффективной лечебной методики, навязывая одну-единственную бизнес-схему, монопольными бенефициарами которой являются исключительно фармакологические бизнес-компании.
Говоря о рациональном развитии отечественной медицины и всей системы здравоохранения России в целом, следует выделить наиболее явные и очевидные вызовы, с которыми мы сталкиваемся на современном этапе. На мой взгляд, их четыре:
1. Россия — страна, большая часть территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, с тяжелыми для проживания климатическими условиями.
2. Последние годы у нас в стране возникли проблемы с глобальным и неадекватным изменением рациона питания. Эта тема требует более тщательного и продуманного медицинского контроля: исходя из национальных, а не коммерческих интересов.
3. Современная жизнь во всем мире, в том числе и в нашей стране, связана с огромной и возрастающей социальной нагрузкой, при существенном уменьшении двигательной активности населения. Сегодня эти показатели, особенно в крупных городах, выходят на грань критических возможностей человека — что провоцирует социальное напряжение и критические ситуации в обществе. И становится серьезной социальной проблемой медицинского характера.
4. Существенным вызовом благополучию населения является глобальное ухудшение экологической обстановки как в России, так и во всем мире. В разных регионах суть и направления этого воздействия существенно различаются. Однако все эти проблемы объединены активной деятельностью и вмешательством человека. И сопровождаются глобальным «коммерческим подходом»: яростным нежеланием инвесторов и менеджмента платить на территории России за прямые последствия провала социальных демографических показателей, существенное ухудшение здоровья населения и важнейших экологических факторов (качество воздуха, воды, неблагоприятные физические, химические и биологические воздействия).
В решении этих ключевых вопросов российское здравоохранение должно проявить себя в качестве значимой общественной силы — показать свою «системность»: выявить, доказать, предъявить и локализовать происходящие нарушения, устраняя и исправляя необходимые медицинские параметры и показатели.
Но сегодня наше здравоохранение, как система, должным образом не встроено в систему государственных, общественных и финансовых отношений. Конституционные и общеправовые нормативы не используются в области здравоохранения и благополучия населения в полной и адекватной мере. Социально значимые и актуальные идеи защиты населения сознательно блокируются финансовыми монополиями и инвесторами, а также коррумпированными чиновниками, исходя из своих личных корыстных интересов.
В настоящее время накоплены объемные и подробные материалы о том, что было и есть в системе отечественного здравоохранения. На их основании можно точно и уверенно сказать о том, что нас ждет дальше... Ничего хорошего!
Поэтому ситуация требует немедленного и непосредственного вмешательства высшей политической власти в стране. В данном случае видится один-единственный выход: прямое обращение к пре-зиденту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Пу-тину — и под его эгидой создание общими усилиями «национальной доктрины развития отечественного здравоохранения». И далее реализация этого проекта на основе целевых президентских программ. Исходя из предложенной мною проблематики таких программ в системе здравоохранения должно быть не менее четырех. Желательно, чтобы они осуществлялись автономно и независимо по каждому из предложенных проблемных направлений. А их сопровождение и координацию осуществлял бы минздрав под эгидой структур ад-министрации пре-зидента России. Именно такой — доктринальный подход, на мой взгляд, способен комплексно и полноценно решить стоящие перед российским здравоохранением проблемы и задачи. С помощью этих мер в итоге можно будет решить главную системную задачу российского здравоохранения: вернуть былую славу и заслуженное уважение к конкретному российскому врачу — не изменившему клятве Гиппократа, беззаветно преданному своему делу и продолжающему лечить и вылечивать больных, несмотря ни на что...
