Правительство выделило 9,6 млрд рублей, которые пойдут на улучшение условий малого и среднего предпринимательства в регионах РФ. Постановление с подпи...
Читать далееПравительство выделило более 1,5 млрд рублей на развитие бизнес-инкубаторов в регионах. Петербург, где есть два государственных бизнес-инкубатора, получит около 2,75 млн рублей. Эти средства, скорее всего, пойдут
на решение организационных вопросов. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов, насколько эффективна работа бизнес-инкубаторов в России.
«Сейчас на создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионы будет направлено более 1,5 млрд рублей. За счет этих денег местные власти должны развивать бизнес-инкубаторы, оснащать их всем необходимым. Еще более 9,5 млрд рублей мы выделяем на софинансирование региональных и муниципальных программ, которые направлены на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе крестьянских хозяйств», — сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Для Петербурга выделили 2, 75 млн рублей, для Ленобласти – 1,64 млн рублей, для Москвы – всего 800 тыс. рублей. В Петербурге есть два бизнес-инкубатора: «Первый городской бизнес-инкубатор» и «Ингрия».
По мнению основателя частного бизнес-инкубатора «Бизнес молодость» Михаила Дашкиева, у государственные организации неэффективны. Кроме площадей, бизнес-инкубаторы не могут ничего предоставить.
«В целом, эффективность бизнес-инкубаторов очень далека от той эффективности, на которую они способны. Но уже сейчас намечается тенденция в среде бизнес-инкубаторов на изменение к лучшему. Инкубаторы стали развиваться, потому что ранее это были просто площадки с дешевой арендой, но никакого «инкубирования» не происходило. А сейчас идет какое-то центростремительное движение: все самые лучшие силы по поддержке предпринимательства объединяются, поэтому надежда есть. Но пока они неэффективны», — сказал Дашкиев.
По его словам, причина неэффективности заключается в отсутствии опыта и необходимых технологий.
«Есть здания, помещения, инфраструктура. Но если построить здание и повесить табличку, то это не означает, что инкубатор сразу начнет работать. Нужно добиться результатов, а с этим пока проблема. Это в принципе проблема для нашей страны, потому что предпринимательства не было целый век», — добавил Дашкиев.
Основатель «Бизнес молодости» отметил, что уже государственные структуры начали обращаться в организацию. Им интересны сложившиеся практики, которые есть у инкубатора. Поэтому совместные программы могли бы дать свои плоды, считает Дашкиев.
«Мы заметили такую тенденцию, что к нам к самим обращаются, потому что у нас есть технологии. Из 1000 мы можем сделать 200-250 предпринимателей. Но мы не обладаем теми ресурсами инфраструктуры, которые есть у государственных бизнес-инкубаторов», — пояснил Дашкиев.
Кроме того, в городе есть и бизнес-инкубаторы, которые появились на базе университетов. Как отметила директор бизнес-инкубатора «Политехнический» (Санкт-Петербургский политехнический университет) Ольга Борщева, основная проблема подобных организаций – это нехватка инновационных проектов.
«При всех широкоизвестных университетах бизнес-инкубаторы либо создаются, либо уже работают. Но все инкубаторы сейчас чувствуют нехватку проектов. Мы не можем говорить, что ежегодно выходит то количество предпринимателей, которое бы хотелось. Если мы говорим про инновационные проекты, то их не так много, и не так много проектов, доходящих до стадии рынка», — пояснила Борщева.
По ее мнению, выделение 2,75 млн рублей на развитие бизнес-инкубаторов не сильно отразится на количестве выпускаемых проектов. Эти средства пойдут на работу непосредственно организации, а не прямых инвестиций в проекты.
Директор по развитию «Первого городского бизнес-инкубатора» Людмила Карендясева в свою очередь отметила, что дополнительные вливания позволят компании расширить спектр предоставляемых услуг.
«Так как наш бизнес-инкубатор офисного типа, и мы помогаем резидентам услугами, то это увеличит их количество, повысит качество. Это и дополнительные программы обучения, и маркетинговая поддержка», — сказала Карендясева.
По ее словам, благодаря тому, что в «Первый городской бизнес-инкубатор» приходят уже зарегистрированные предприниматели, повышается их жизнестойкость. Организация помогает молодым бизнесменам выживать в первые три года, которые становятся самыми сложными в работе любой компании.
«По нашей статистике, около 75% выпускников, это 112 компаний, до сих пор существуют. Всего за время работы бизнес-инкубатора к нам пришло 150 компаний. А в России средняя выживаемость малых компаний в первые три года составляет менее 20%», — пояснила эксперт.
В сложных экономических условиях развитие малых предприятий становится еще более затруднительным, поэтому создание и поддержка подобных бизнес-инкубаторов просто необходима, считает генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.
«Все владельцы и руководители поставили свои компании в режим минимизации затрат и развития в сложных условиях, когда каждая копейка на счету. Если говорить о затратах, то стоимость помещений, в которых работают малые предприятия, это серьезная статья в затратах. И это немногим малым предприятиям по силам, тем более тем, которые только выходят на рынок», — отметил Ермаков.
Однако 1,5 млрд, которые правительство выделило для бизнес-инкубаторов недостаточно для их реального развития. «Конечно, надо больше», — сказал эксперт.
Юлиана Михайлова / АБН