Госструктуры казахстана нашли деньги на развитие стартап-экосистемы - digital report

Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) и госфонд «Самрук-Казына» хотят развивать стартапы, но экспертное сообщество сомневается в средствах и подходах к реализации их планов.

Экономика Казахстана переживает не самые лучшие времена. Основной экспортный доход стране приносит продажа нефти и газа. Но в условиях кризиса, когда мировые цены на природные ископаемые продолжают падать, стало очевидно: чтобы

увеличить объем экспорта, Казахстан должен продавать не только сырье, но и услуги. Иными словами, пора встать на инновационный путь развития.

Это понимает и правительство, поэтому инновации стали основой государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015 – 2019 года. Ее цель — создание благоприятных условий для инвесторов, включая льготное налогообложение, оффшорные зоны, государственные преференции. Также ставится задача развития экосистемы для стартапов – выделяются гранты, проводятся акселерации и международные технологические конференции.

Так, например, Министерство образования и науки РК в 2016 году запустило новый проект «Продуктивные инновации», который по своей сути должен способствовать развитию системы коммерциализации технологий. На этот проект было выделено 110 миллионов долларов, из которых 80 — на льготных условиях предоставил Международный банк реконструкции и развития.

Как отметили Digital. Report представители самого ведомства, по результатам реализации проекта ожидается внедрение не менее 100 прорывных для страны технологий в реальные производства. В проекте можно выделить несколько составляющих. Во-первых, министерство планирует выдавать гранты на проведение качественных, актуальных научных исследований. Во-вторых, содействовать сотрудничеству среди действующих научно-исследовательских институтов, проектных бюро и лабораторий инженерного и научного профилей в Казахстане.

Наконец, в-третьих, оно будет содействовать развитию стартап-компаний через формирования венчурного фонда раннего финансирования («Фонд ВФРФ»), а также консультировать по развитию технологий и инновационных идей.

При этом в Министерстве образования и науки пояснили, что они будут в первую очередь поддерживать стартапы, которые вышли из университетов и основаны на университетских разработках.

«Государственная политика поддержки компаний на ранних стадиях предполагает увеличение количество объектов малого и среднего бизнеса и, соответственно, налогооблагаемой базы. В долгосрочной перспективе вложенные средства будут возвращены в виде налогов. Кроме того, растущие в перспективе компании будут создавать новые рабочие места, произведенная продукция, соответственно, будет замещать текущий импорт зарубежной продукции, повышать экспортный потенциал Казахстана», — говорят представители министерства, добавляя, что гранты будут представляться на безвозмездной основе без получения доли в проекте.

Другая инициатива по развитию казахстанской стартап-экосистемы исходит от Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», который начал проводить серию мероприятий в популярном формате хакатона (концепция технологичного решения конкретных бизнес-задач за короткий промежуток времени — прим. Digital. Report).

Первым стал Smart Train Hackathon, прошедший с 20 по 22 ноября прошлого года в Астане, совместно с АО «Пассажирские перевозки» казахстанской железной дороги. Это мероприятие, по словам директора корпоративного фонда «СК-Астана» Ерлана Даримова было направлено на создание актуальных сервисов, которые позволят повысить лояльность и качество для миллионов пассажиров.

«Участники представили различные проекты, такие как: мобильное приложение для заказа еды в пути, единый портал железнодорожной госкомпании Казахстан Темир Жолы, бот-консультант в мессенджере Telegram, логистический веб-сервис для передачи посылок, приложение для покупок внутри поезда», — рассказал Ерлан Даримов.

При этом собеседник Digital. Report не ответил, какие проекты получили дальнейшую поддержку и развитие. «На данном этапе рассматривается возможность дальнейшего проведения хакатонов в других дочерних компаниях Фонда, с целью определения перспективных идей и проектов, способных создать дополнительную прибыль, улучшить сервис или снизить издержки», — заметил Ерлан Даримов.

Даримов объяснил, что стратегия фонда «Самрук–Казына» заключается в создании стартап-экосистемы, которая отвечает интересам как группы компаний Фонда в виде поиска и внедрения новых проектов, которые создадут добавочную стоимость портфельным компаниям, так и содействие стратегическим задачам, стоящим перед экономикой страны.

Впрочем, эксперты, опрошенные Digital. Report, критически отнеслись к инициативам Министерства образования и науки РК и фонда «Самрук-Казына». К примеру, директор общественного фонда iStartUp. kz, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин вообще не слышал ни о первой, ни о второй инициативах.

У него сложилось ощущение, что стартапы существуют отдельно от чиновников. Представители власти только периодически озвучивают разного рода планы и идеи, но начинания не доводятся до конца, считает эксперт. «Я об этих инициативах не слышал. Боюсь, что в этом случае все закончится также как и предыдущие 20-30 идей, о которых периодически что-то говорили», — посетовал г-н Горожанкин.

В свою очередь, Павел Коктышев, сооснователь Клуба молодых предпринимателей MOST полагает, что сотрудничество Министерства образования и науки со Всемирным Банком в целом внушает оптимизм. С другой стороны – ему не совсем понятно, что подразумевается под формированием венчурного фонда.

«То есть, будет ли это венчурный фонд в классическом понимании — как в Европе или США, или же они продолжат выдавать гранты, как в принципе делали до этого? Если будет второй вариант – то это не венчурный фонд, и у проектов совершенно будет иная мотивация. Я вообще убежден, что пора отходить от практики выдачи грантов на безвозмездной основе, они убивают рыночные схемы и не дают проекту развиться», — пояснил Павел Коктышев.

Также наш собеседник придерживается мнения, что 100 миллионов долларов, по большому счету, не такая большая сумма. Он убежден, что во всем этом процессе отсутствует обработанная стадия посевных инвестиций. «Если фонд при министерстве будет фокусироваться на более поздних стадиях, то учредители буквально через год, будут испытывать недостаток качественных проектов, — уверен спикер. — Я считаю, что они должны на себя взять даже предпосевное финансирование, а внутри венчурного фонда можно создать еще один – фонд соинвестиций. При такой модели фонд заходит одной частью средств, а частные инвесторы заходят другой частью. В этом случае риски понижаются и потенциальное количество проектов, которые они смогут поддержать, увеличивается».

Что касается инициативы «Самрук-Казына», то по мнению Коктышева, она была бы успешной, если после проведения хакатонов компании присматривались к проектам для дальнейшего внедрения их в производство. Но, как ему видится, что с этим пока все слабо. В целом, по его словам, как у министерства, так и у «Самрук-Казына», развитие стартап-экосистемы стоит не на первом месте.

«У них огромная куча других инициатив и задач. Это отчасти дань моде — все занимаются стартапами, и они тоже решили обратить на это свое внимание. Тут главное, чтобы процессы не спускались на тормозах из-за бюрократии, а инициативные наработки — может быть, не столь инновационные, но нужные нацкомпаниям — просто уходят в пустоту», — говорит Коктышев.

Эксперт Алматинской высшей школы управления Евгений Тыртышный также считает, что большая часть того, что называется сейчас у нас «проектами», фактическими таковыми не являются. Вопрос запуска подобных инициатив должны находиться в связи стратегии с проектной деятельностью. Иными словами, компании должны заниматься только теми направлениями, которые их непосредственно касаются. Пока, по его словам, такая связь не прослеживается. И в целом, потенциал подобных инициатив для эксперта неочевиден.

06.06.2016

Похожие записи

Минэкономразвития спрогнозировало будущее при дешевой нефти: минус 1,5 трлн рублей в бюджете и конец резервного фонда

28.11.2020

Минэкономразвития включило в новый макроэкономический прогноз «апокалиптический» сценарий, предусматривающий, что нефть не подорожает в ближайшие неск...

Читать далее
Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика