Почти на треть сократился объем торговли между Россией и Китаем. В первой половине текущего года объем торгового оборота между Россией и Китаем сократ...
Читать далееВоенно-грузинский коллапс - кавполит кредиты челябинск
Фото: livejournal. com
Николай Проценко
журналист
Очередная чрезвычайная ситуация на Военно-Грузинской дороге, закрытой с 23 июня из-за схода селя, вновь ставит вопрос о необходимости создания альтернативных транспортных коридоров между Россией и Грузией.
Несмотря на продолжающийся со времен конфликта августа 2008 года разрыв дипломатических отношений между двумя странами, в сферах торговли и туризма российско-грузинские связи полностью восстановлены. Однако Военно-Грузинская дорога регулярно подвергает их высоким рискам.
Крайне негативно эта ситуация отражается и на экономике Армении, получившей новые возможности для экспорта в Россию
благодаря вступлению в Евразийское экономическое сообщество. Наиболее очевидное решение проблемы – открытие Транскавказской магистрали, проходящей через Южную Осетию, но власти этой республики не проявляют к этому ни малейшего интереса.
Торговля и туризм под селевым потоком
Сель, сошедший на грузинской стороне дороги 23 июня, оказался самым масштабным за последние несколько лет. Первоначально грузинские власти предположили, что на ликвидацию его последствий уйдет две недели, но затем сроки были скорректированы. 30 июня министр регионального развития и дорожной инфраструктуры Грузии Нодар Джавахашвили сообщил, что восстановление движения займет две недели – если этому не помешает погода. По состоянию на утро 4 июля движение по Военно-Грузинской дороге возобновлено не было.
Военно-Грузинская дорога закрыта на 20 дней. Километр дороги селем сдуло в тундру. https://t. co/Hw2IKoY0MA — Frederick Taer (@frederick_taer) 26 июня 2016 г.
Всего с начала этого года Военно-Грузинская дорога по погодным условиям или из-за чрезвычайных ситуаций была заблокирована на протяжении примерно 50 дней.
Эта ситуация наносит серьезный ущерб и бюджету России и Грузии, поскольку ликвидация последствий селей и заносов является крайне затратным мероприятием, и торговле между двумя странами, и туристическому обмену. Кроме того, значительные убытки несет Армения, поскольку для нее Военно-Грузинская дорога – это фактически единственный сухопутный коридор в Россию.
твитнуть цитату отправить в vkontakte Наиболее реалистичный вариант альтернативного наземного коридора между Россией и Грузией – Транскавказская магистраль
Самое неприятное в нынешней ситуации на Военно-Грузинской дороге заключается в том, что в ближайшие годы такие истории будут гарантированно повторяться, причем не только потому, что укрепление дороги с грузинской стороны требует значительных средств и времени.
«Что произойдет в будущем на Военно-Грузинской дороге, никто не знает. Ситуация в горах может измениться в связи с таянием ледников, и это подталкивает нас к поиску альтернативных путей», – говорит известный грузинский эксперт, координатор программы «Содействие российскому диалогу» Мамука Арешидзе.
Сотни людей вынуждены жить в машинах на Военно-Грузинской дороге https://t. co/4UuJmsFmZ1 #сель pic. twitter. com/592lWZlwsU — Телеканал ЗВЕЗДА (@zvezdanews) 29 июня 2016 г.
Тема альтернативных транспортных коридоров стала одной из центральных в рамках очередной встречи российских и грузинских экспертов, состоявшейся в конце июня в Батуми. Позиция обоих сторон в данном случае совпала: развитие отношений между Россией и Грузией, даже несмотря на отсутствие дипломатических отношений, требует принципиальных решений в транспортно-логистической сфере.
«Новые транспортные коридоры – это сложный вопрос, но в условиях роста торговли решать его надо. Военно-Грузинская дорога – это тромб», – считает президент Бизнес-палаты Грузии Эмзар Джгереная. При этом с грузинской стороны ожидают, что выход из создавшейся ситуации будет найден по принципу дороги с двусторонним движением.
Президент Бизнес-палаты Грузии Эмзар Джгереная. Фото: geworld. ge
«Грузия планирует расширение Военно-Грузинской дороги, но проблема не будет решена, пока аналогичные действия не последуют со стороны России», – говорит член правления Международного центра по конфликтам и переговорам (ICCN) Коба Бочоришвили. Сейчас же возможности Военно-Грузинского коридора явно асимметричны: по имеющимся данным, пропускная способность таможенного поста с грузинской стороны составляет 270-300 фур в день, а с российской – только 50.
Тибилов непреклонный
Наиболее реалистичный вариант альтернативного наземного коридора между Россией и Грузией – путь через Южную Осетию (Транскавказская магистраль, или Транскам). Он гораздо более комфортен с точки зрения погодных условий, а после реконструкции Рокского тоннеля, завершившейся в начале 2014 года, выглядит более привлекательным, чем Военно-Грузинская дорога, и с технической точки зрения.
Открытие Рокского тоннеля после двухлетней реконструкции. Фото: gztslovo. ru
Возможность транзита через Южную Осетию (а также через Абхазию) была предусмотрена в российско-грузинских соглашениях, подписанных в ноябре 2011 года в преддверии вступления России в ВТО. Предполагалось, что контроль над этим процессом будет доверен третьей стороне – швейцарской компании SGS, которая будет осуществлять мониторинг товарных потоков.
Однако за прошедшие четыре с половиной года этот механизм так и не заработал, хотя формально от него никто не отказывался. Российские эксперты склонны видеть основную причину этого в позиции властей Южной Осетии, которые резко настроены против открытия транзита между РФ и Грузией, даже несмотря на те доходы, которые он может принести республике.
твитнуть цитату отправить в vkontakte Альтернативные коридоры активно лоббирует Армения, которая после вступления в ЕАЭС резко наращивает объемы торговли с РФ
Аналогичное нежелание восстановить транзитное сообщение с Грузией демонстрируют и власти Абхазии. Еще в конце 2014 года, вскоре после избрания президентом Абхазии, Рауль Хаджимба заявил, что он не против восстановления движения из Грузии по Абхазской железной дороге, но выразил сомнение в том, что в этом заинтересована грузинская сторона. С тех пор никаких подвижек в решении этого вопроса не было.
Как в Дагестане растет «Сумма» / / Аваро-Кахетинскую дорогу оценивают в 35 миллиардов рублей. И это сумма мож.. http://t. co/PSkTr16AIE — Dagestan Businessmen (@DagestanBusines) 21 мая 2015 г.
Наконец, есть идеи строительства нового транскавказского коридора через Итум-Калинский район Чечни. На экспертном совещании в Батуми прозвучала информация о том, что совсем недавно в Грузию приезжали представители Рамзана Кадырова для обсуждения этого проекта. Но даже если о нем будет заявлено на официальном уровне, обозначить сроки его реализации крайне затруднительно.
Одним из главных лоббистов альтернативных коридоров сегодня выступает Армения, которая после вступления в Евразийский экономический союз резко наращивает объемы торговли с Россией.
Несколько дней назад армянский министр транспорта и связи Гагик Бегларян сообщил о ведущихся переговорах с Россией и Грузией об открытии Транскама, поскольку из-за схода селя на Военно-Грузинской дороги Армения до середины июля оказалась в транспортной блокаде, экспортерам фруктов срочно пришлось бронировать дополнительные паромы из Поти для вывоза в Россию своей скоропортящейся продукции.
Магомедгаджи Аличулав 04 июля 2016, 19:09
..."Грузинская же сторона довольно прохладно отнеслась к еще одному проекту альтернативного наземного сообщения – Аваро-Кахетинской дороге, строительство которой пару лет назад активно продвигал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов...
... есть идеи строительства нового транскавказского коридора через Итум-Калинский район Чечни. На экспертном совещании в Батуми прозвучала информация о том, что совсем недавно в Грузию приезжали представители Рамзана Кадырова для обсуждения этого проекта."
Экономически оправданной была бы объединенная автомобильная дорога Махачкала - Телави и Грозный - Телави, соединённая в Цумадинском районе , о чем говорил и сам В. В. Путин в Ботлихе ( 2008 г.)