Международные резервы России, по данным на 17 апреля, снизились до 350,5 миллиарда долларов против 354,1 миллиарда долларов неделей раньше. Таким обра...
Читать далееРоссия под санкциями_ золотой дождь иностранных инвестиций в «страну-изгой». yurasumy - (с) news front кредиты жилстройсбербанка казахстана
Во второй половине мая 2016 года Россия впервые после объявления ей санкций решила выйти на международные рынки заимствования. Тогда многие задавали вопрос: зачем? И действительно, пик кризиса в экономике был уже пройден, международные валютные резервы страны прекратили свое падение. При этом, политика правительства страны приобрела автаркические нотки. Зачем России в этом случае нужно было брать в долг, тем более такую смешную сумму? Ответа на этот вопрос ждать долго не пришлось. Россия этим символическим шагом приглашала инвесторов. И они буквально сразу, наперегонки
ринулись скупать российские долги и устремились вкладывать в страну свои деньги.
После объявления о размещении суверенных облигаций РФ Государственный департамент США напомнил американским компаниям об «экономических и репутационных рисках», с которыми связано ведение бизнеса с Россией. Представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил:
Мы по-прежнему даем понять американским компаниями, что мы видим риски — как экономические, так и репутационные — в связи с возвращением к ведению бизнеса с Россией в обычном режиме.
Не отставали от них и представители Евросоюза, которые хотя и отмечали, что формального запрета на покупку этих бондов нет, но рекомендовали своим резидентам воздержаться от подобных приобретений.
Но несмотря на такое давление 26 мая 2016 года министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что Россия разместила десятилетние еврооблигации на сумму $1,75 млрд под 4,75% годовых.
Общий объем книги заявок составил около $7 млрд. Более 70% размещения пришлось на иностранных инвесторов. Из $1,75 млрд около $1,2 млрд купили иностранные участники, около $550 млн – российские банки. Причем среди них организаторы размещения отобрали только негосударственные банки. Это сделано намеренно, чтобы приняли участие чисто коммерческие банки, которые могли бы дальше работать с этими бумагами. Хочу сказать, что интерес к российским бумагам очень высокий, и те участники, которые купили и выразили желание приобрести наши облигации, не сомневаюсь, получат хорошую доходность.
Запомним эти цифры и эти слова. Что имел в виду российский министр стало понятно неделей позже, когда на Нью-Йоркскую и Лондонскую биржи вышли российские компании и вызвали на ней настоящий фурор.
Российские долги самый ликвидный товар на биржах
Эпизод 1. С 3 по 7 июня 2016 года проходил Road show на выпуск облигаций внешнего корпоративного займа Новолипецкого металлургического комбината на сумму 700 млн долл. Облигации выпущены с погашением в 2023 году. Первоначальный ориентир доходности составлял 5-5,25% годовых.
И вот тут началось самое интересное. Объем заявок составил около 4 млрд долл. Благодаря этому ставку удалось сбить до 4,5% годовых, что стало своеобразной пощечиной Вашингтону.
На их площадке, их «законная жертва» размещает свои долги и за ними при этом выстраивается длинная очередь. Примечательно, что размещались бумаги стагнирующего металлургического сектора, где уже не первый год идет падение доходности и многие предприятия вынуждены сокращать объемы производства.
Также примечательно, что и организаторами сделки числились очень уважаемые “партнеры”: Deutsche Bank, ING, JP Morgan и SG CIB.
Эпизод 2. Параллельно с этим свои «евробонды» выпустил Evraz на сумму 500 млн долларов. Ставка доходности по ним составила 6,75% годовых при первоначальных ориентирах 7,25-7,5% годовых. При этом подписантов собрали на сумму 2 млрд. долларов.
Этот случай примечателен тем, что за полгода до этого Evraz уже выходил на рынок заимствований и смог получить 750 млн. долларов под 8,25% годовых. Доходность по российским корпоративным бумагам резко упала.
Эпизод 3. Также 9 июня на рынок вышла уже государственная компания «Совкомфлот». Именно эта компания является одним из основных эксплуатантов Севморпути и задействована в проектах по сжижению газа в районе полуострова Ямал. Фактически евробонды «Совкомфлота» это прямые инвестиции в российскую стратегическую газовую отрасль.
При плане в 750 млн. долларов было подано почти 2 млрд. заявок, что позволило разместить бумаги со сроком погашения в июне 2023 года с доходностью 5,375% годовых, при стартовых 5,75%.
Причем именно иностранные инвесторы выкупили около 70% бумаг всех трех размещений.
Почему же такой ажиотажный спрос на российские бумаги, несмотря на довольно низкие процентные ставки. Причин несколько. Во-первых, успешное размещение государственных облигаций накануне дало сигнал инвесторам.
Вот тут мы и вспомним те цифры и те слова российского министра, приведенные в начале статьи.
А во-вторых, сегодня в мире денег много, а проектов, куда реально можно инвестировать без большого риска, мало.
Неужели кто-то в здравом уме будет сегодня инвестировать в страны-банкроты, такие как «евроинтегрированная» Украина с ее непредсказуемой и неуравновешенной политикой? Это только украинские СМИ могут писать подобный бред, при этом предъявляя инвестиции в страну размером максимум несколько десятков миллионов долларов. Большие деньги и серьезные проекты, это для таких стран как Россия, даже под санкциями. Особенно под санкциями.
О том, куда идут большие деньги
Недавно мы писали о том, что украинский бизнес, вопреки официальной позиции правительства своей страны, начал интенсивно инвестировать свои средства в Россию.
Но украинские инвестиции — это тонкий ручеек по сравнению с полноводной денежной рекой, устремившейся в Россию из Европы и в первую очередь из Германии, бизнес которой уже устал ждать от своего правительства мудрых и взвешенных решений и не хочет терять так трудно завоеванные им рынки.
В 2014 году, напуганные решительными и недружественными по отношению к России действиями собственных правительств, западные инвесторы начали сворачивать свои вложения в ее экономику. Напуганные возможным быстрым крахом «режима Путина» они ринулись спасать свои деньги и выводить их из страны.
Именно тогда и возник тот поток, который вымыл более трети российских валютных запасов и позволил либеральной прессе злорадствовать над реформами Путина.
Но злорадство длилось недолго. Уже в 2015 году ситуация начала меняться. К середине года стало очевидно, что с основными проблемами в экономике Россия справилась, а ее рынок освобожденный от западных товаров в условиях санкций начал манить инвесторов баснословными и практически гарантированными государством доходами. Дело в том, что правительство России предоставляет особые привилегии тем, кто инвестирует как минимум 750 млн рублей и обязуется вести бизнес в России 10 лет. С такими инвесторами заключается специальный инвестиционный договор. Договор дает компаниям возможность участвовать в государственных тендерах, получать налоговые льготы и приобрести статус «отечественного производителя».
Желая сохранить свою долю на рынке и забрать ниши менее благоразумных коллег, на рынок России устремились инвесторы. Одна только Германия за 2015 год дала приток прямых инвестиций в РФ на сумму 1,78 млрд. евро.
Сравните с аналогичным «потоком» на Украину, которая открыла свой рынок для немецкого капитала в 2014 году и на который до сих пор украинские горе-правители ждут «многомиллиардных инвестиций», катаясь по всему миру за казенный счет.
Но это были еще цветочки. Уже в первом квартале 2016 года поток прямых немецких инвестиций вырос кратно и составил за 3 месяца 1,1 млрд евро (повторяю за три месяца, одна только Германия). При этом данные инвестиции идут в реальную экономику, а не банки или сферу услуг.
К примеру, производитель сельскохозяйственных машин Claas инвестировал около 120 млн евро в новый завод в Краснодаре. Крупнейшее молочное производство германии DMK готовится поглотить российского конкурента, а фармацевтическая компания Bionorica планирует построить за 30 млн евро завод в Воронеже. Низкий курс рубля делает инвестиции особенно выгодными. Немецкие инвесторы, пораженные выходом на их рынок российских комбайнов «Ростсельмаша», также хотят получать прибыли: строить заводы в России, где дешевая энергия, рабочие руки и такая предсказуемая власть, борющаяся не на словах, а на деле за своего отечественного производителя, и продавать свою продукцию по всему миру. Законное и понятное желание.
Вместо эпилога
Если так и дальше пойдет, то уже очень скоро на каком-нибудь правительственном приеме в Большом Кремлевском Дворце, президент России обратится к какому-нибудь современному «маркизу де Кюстину»:
— Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?
— Конечно, Ваше Превосходительство.
— А вот и нет. Это — китаец. Это — немец. Это – поляк. Это — француз, а вон там стоят eврeй и итальянец.
— Но тогда кто же здесь русские, Ваше Превосходительство?
— А вот все вместе они русские!
Yurasumy