Дефицит бюджета России в 2015 году составит 2,9-3 процента ВВП. Об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов. «Мы видим, что удалось стабилизировать бю...
Читать далееПолитический популизм властей усугубляет кризис бюджета бизнес как игра
29 июня Министерство финансов КР на портале «Открытый бюджет» обновило информацию о дефиците республиканского бюджета, который по результатам первого квартала составил около 18 миллиардов сомов, из утвержденных 22,45 миллиардов сомов на 2016 год. В этой связи, хотелось бы затронуть несколько вопросов о том, должны ли мы беспокоиться об этом, как и что мы должны сделать чтобы снизить дефицит?
У нас любят предлагать «начать жить по средствам», но «популизм» всегда берет вверх. Для начала, давайте, начнем с основ. Что такое дефицит бюджета? Дефицит - это разница между доходами и расходами правительства, которая
подсчитывается на каждый финансовый год.
В свою очередь, доходы это налоговые поступления, пошлины и прочие поступления от реализации государственных активов. А расходы состоят практически из всего на что государство тратит бюджетные средства, начиная с заработной платы для государственных служащих, содержание армии, судей, социальные выплаты, пенсии и так далее. И самое важное, к этому пункту мы еще вернемся, - расходы на обслуживание и оплату внешних и внутренних долгов.
Должны ли мы беспокоиться о дефиците бюджета? Ответ: да и нет. Если дефицит бюджета является эпизодичной проблемой, которая появилась только в этом году, то здесь вообще бояться нечего. В течение года могут возникнуть непредусмотренные расходы, связанные с природными стихиями или войнами, например.
Но если государство будет допускать систематический дефицит республиканского бюджета, как это у нас практикуется (см. Схема 1), есть несколько рисков с долгосрочными негативными последствиями для развития страны.
Источник: http://budget. okmot. kg/en/homepage/deficit. html? code=3
Первый риск финансовый. Правительство, как и любой человек, для покрытия своих долгов, берет кредиты. Таким образом, если правительство будет систематически допускать дефицит республиканского бюджета, то государственный долг будет только расти. К примеру, если каждый год бюджет будет с дефицитом в 5 миллиардов сомов, то в течение 5 лет наберется 25 миллиардов сомов. Более того, если экономика не растет быстрее, чем государственный долг, который сейчас перевалил за 60 процентный барьер к ВВП, то в нормальных странах это грозит повышением ставок налогов, сокращением расходов на социальную сферу, урезанием объемов государственных инвестиционных программ. В результате правительство будет вынужденно брать еще больше кредитов на покрытие предыдущих.
Президент и правительство решили поддержать свой имидж до 2017 года, «раздавая-подкупая» граждан, вопреки здравому смыслу, через повышение пенсий, пособий, зарплат и финансирование нерентабельных проектов. Также было приостановлено повышение тарифов на электроэнергию, не имея на это особых источников. Это говорит кроме всего прочего еще и том, что мы не входим в список прагматичных стран, популизм взял вверх.
Но это не значит, то что дефицит абсолютное зло. В условиях глобального финансового кризиса, как это было в 90-х и в 2008 году, государство может уходить в дефицит, но при этом стимулировать потребление и производство за счет увеличения государственных расходов на программы и проекты, создавая рабочие места, поддерживая спрос населения и стимулируя потребление. Но учитывая, что во всем мире, кроме ЕАЭС, наблюдается позитивная динамика - рост экономики, нынешний дефицит тяжело объяснить.
В заключении, скажу, наверное, очевидное, но без реформ проблему дефицита бюджета и прочие проблемы решить нельзя, даже одаривая краткосрочными подачками, потому что в итоге усугубляется наше положение в долгосрочной перспективе.
Даниэль Кадырбеков, политолог, выпускник Университета Кобе (Япония).
Нашего автора можно найти в Твиттере @DanielK1J.
Тексты в рубрике «Особое мнение» не отражают точку зрения радио «Азаттык».