Догнать польшу и перегнать _ белрынок кредиты россельхозбанка для пенсионеров

Догнать польшу и перегнать _ белрынок кредиты россельхозбанка для пенсионеров


В этом заявлении, с одной стороны, все понятно, с другой, не совсем, а с третьей стороны, абсолютная чепуха. Взять, для примера, тот факт, что население потребляет в пищу исключительно отечественные яйца. Молоко, мясо, особенно птица, абсолютно преобладают в розничном товарообороте. Почему? Самый простой и точный ответ – так сложилось исторически. И к этой истории никакого отношения не имеют ни президент, ни его правительство, ни даже Минсельхозпрод. Но им хочется отметиться в скрижалях многовековой истории Беларуси своим победоносным, по мнению г-на Зайца, двадцатилетием.


Они двадцать лет обеспечивали продовольственную безопасность Беларуси. Сами, без посторонней помощи, вопреки

неверию сомневающихся, проискам внешних врагов и пятой колонны оппонентов. Судя по всему, они в это верят. Я в это поверить не могу. По той простой причине, что президент и его правительство, озабоченные проблемой привесов и удоев, совершенно упустили из-под контроля демографическую ситуацию. Нельзя сказать, что они в этом виноваты, что проявили преступную халатность и допустили злоупотребления служебными полномочиями, но население страны за двадцать лет уменьшилась с 10,4 до 9,5 млн. человек. На 900 тысяч человек или почти на 9%.


Война не война, а люди гибли. Можно сказать, уменьшаясь своей численностью, они укрепляли продовольственную безопасность оставшихся в живых. На войне, как на войне, подметили французы. Но так уж сложилось исторически, что отечественные полководцы оценивают свои победы большими потерями собственной армии. Так и говорят, мы за ценой не постоим: для устрашения врага можем нанести удар по своим же обозам. Отмечу, что за последнее советское двадцатилетие (1970–1990 гг.) население БССР увеличилась с 9 до 10,3 млн. человек. На 1,3 млн. или на 14,4%. Вот такой был рост. А сейчас тоже рост, но отрицательный.


Если бы сохранилась «застойная» тенденция роста, в суверенной Беларуси народонаселение достигло бы 12 млн. человек. Соответственно, пришлось бы обеспечивать продовольственную безопасность (кормить) 2,5 млн. дополнительных едоков. Пикантность в том, что сельское хозяйство до сих пор не вышло за объемы производства мяса и молока, которые обеспечивались «нереформированными» колхозами, совхозами и хозяйствами населения двадцать лет назад. В общем, обошлось. Поэтому министр Заяц говорит о том, что удалось им ориентировать свою отрасль на экспорт. Излишки продукции они продают. Правда и раньше, двадцать лет назад, белорусское сельское хозяйство, специализированное на мясо-молочном животноводстве выполняло поставки своей продукции преимущественно в Россию. Это были партнерские отношения, торговля, хотя она проводилась по установленным планам объемам и ценам. После суверенизации СССР все эти взаимные внутрисоюзные поставки трансформировались в полноценную внешнюю торговлю.


Хочешь жить, торгуй. Куда ж ты денешься, если впредь приходится жить в независимой стране. Тем более, что Россия с 1 января 1992 года заявила, что переходит к рыночным отношениям со всеми своими партнерами. В 1992 году Беларусь как суверенное государство стала субъектом международной торговли, а в официальной статистике появился раздел «внешняя торговля». В этом же году внешнеторговый оборот страны составил 1,816 млрд. долларов: экспорт – 1,061 млрд. долларов, импорт – 755 млн. долларов, сальдо – 306 млн. долларов. Следует обратить внимание на очень низкие тогдашние эквивалентные цены. Например, в 1992 году было продано за рубеж 25 тысяч грузовиков и 82 тысячи тракторов, а из России импортировано 20 млн. тонн нефти и 18 млрд. кубических метров газа. В 2015 году Беларусь экспортировала 3,88 тыс. грузовиков и только 31,8 тыс. тракторов, и импортировала практически тоже количество нефти (22,9 млн. тонн) и природного газа (18,8 млрд. кубических метров). Эти данные по физическим объемам и ценам мало отличаются от показателей остальных основных товаров, которыми торгует Беларусь. Общая тенденция такова – физические объемы товарооборота сокращаются, а цены на них растут даже с учетом периодических кризисов, которые случаются в мировой экономике.


Например, по официальным данным, 1992 году экспорт нефтепродуктов составил около 280 млн. долларов, а в 2015 году Беларусь экспортировала 16,9 млн. тонн нефтепродуктов (примерно столько же, сколько в 1992 году) и выручила 6,8 млрд. долларов. Меньше на 3 млрд. долларов, чем в 2014 году, поскольку цены на нефтепродукты снизились почти вдвое. В 1992 году Беларусь продала продовольственных товаров за рубеж (в Россию) всего на 40 млн. долларов. А в прошлом году – на 3,5 млрд. долларов. Причем физические поставки продовольственных товаров в Россию за это время существенно не увеличились, но во много раз выросли цены. Ими, в общем, определяются успехи и не неудачи отрасли. В 2015 году средние цены на продовольственные товары упали на 28,1% благодаря чему валютная выручка Минсельхозпрода сократилась на 940 млн. долларов.


Было бы хуже, но физические объемы экспорта увеличились на 10,2%. В основном за счет реэкспорта товаров, легально и полулегально приобретаемых в странах, которым запрещено торговать на российском рынке. Разумеется, если Запад и Россия солидарно откажутся от санкций, то ситуация на российском, самом интересном для Минсельхозпрода рынке, начнет улучшаться, это усилит внешнеторговые шансы белорусских аграриев. Повысится конъюнктура, вырастут поставки, цены, появятся дополнительные возможности для реэкспорта благодаря чему автоматически восстановится объем экспорта 2014 года, когда он поднялся до 4 млрд. долларов. Все это заслуживает внимания: на самом деле кризисы, какими бы они тяжелыми ни бывали, всегда завершаются выздоровлением экономики и людей, которые от нее живут и кормятся.


Но сетующие на кризис белорусские власти, как всегда, ставят перед собой амбициозные задачи, выговаривая у судьбы уникальные (только для себя) условия и шансы. На том основании, что они создали специальный план социально-экономического развития, которым обязали аграриев к концу пятилетки довести экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания до 7,5 млрд. долларов. Это в 2 с лишним раз против 2015 года. Причем, уже в начавшемся первом году пятилетки экспорт продтоваров продолжает падать: в первом квартале он составил 92,6% от объема января-марта 2015 года, при падении средних цен на 17,9% и увеличении поставок на 10,1%. То есть индексы цен и индексы физического объема не сходятся, а расходятся. Если эта ситуация сохранится, то для решения задачи Беларусь должна создать за пятилетку еще одну сельскохозяйственную отрасль, намного более эффективную, нежели действующая.


В сельском и рыбном хозяйстве (не путать с пищевой промышленностью) экспорт составил только 90 млн. долларов (уменьшился в два раза) против 460 млн. долларов импорта. Что касается самих «продуктов питания», то на рынке идет война на истощение: кто кого? Существенно сократился экспорт картофеля, молока и сливок, сахара, мяса и пищевых субпродуктов, капусты, моркови, свеклы и аналогичных корнеплодов. По этим позициям недополучено против первого квартала прошлого года 64,2 млн. долларов. Поставки сливочного масла и говядины увеличились на 20,3 млн. долларов.


Предлагаю оценить шансы на успех. Поставки сливочного масла увеличились на 28,1%, и это принесло только 12 млн. долларов. Таким образом, чтобы получить миллиардную долларовую выручку, нужно физический объем экспорта масла увеличить в 23 раза.


Возможно, такое количество масла есть в стране, но если его продать, то местное население наверняка останется без масла.


…По словам посла Польши в Беларуси Конрада Павлика, его страна в кризисных условиях в 2015 году на 8% увеличила свой продовольственный экспорт и почти на 15% по сравнению с 2013 годом. Считается, что это самые суровые годы и дни, которые начались после Сочинской Олимпиады, Крыма и Донбасса. Белорусское сельское хозяйство от этого не пострадало, получило незапланированные шансы (в Минселхозпроде говорили – вот он, наш Клондайк), но их не использовало. А польское хозяйство только окрепло, приобрело опыт хозяйствования в условиях кризиса, сумело найти для себя новые рынки и довело экспорт до 23,5 млрд. евро. Что на это скажешь? По численности населения Польша в четыре раза превышает Беларусь. Если бы наши страны имели сопоставимый уровень развития сельского хозяйства, то уже сегодня белорусских экспорт продтоваров составил бы 6,65 млрд. долларов.


Минсельхозпрод собирается догнать Польшу, а после ее перегнать. Если, разумеется, Польша будет стоять на месте. Как стояла «на месте» Америка, которую наши аграрии догоняли и перегоняли не один раз.



Догнать польшу и перегнать _ белрынок кредиты россельхозбанка для пенсионеров

13.08.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика