С тех пор как был создан европейский Экономический и валютный союз (EMU), не было сделано ни одного шага в сторону политической унификации континента,...
Читать далееШелковый путь – политика или экономика _ экономические известия бизнес инкубатор зевс
Европейский совет по международным отношениям (ECFR) представил статью аналитика Института мировой политики Леонида Литры о перспективах евразийской интеграции Украины в рамках двух масштабных региональных проектов – Экономического пояса Шелкового пути Китая и Евразийского экономического союза под предводительством России. По мнению автора, обе перспективы остаются для Украины туманными. Если участие в ЕАЭС невозможно по причине российской агрессии, участие в проекте Нового шелкового пути Китая усложнено отсутствием понимания сущности этого проекта и его перспектив для Украины.
«Проект ЕАЭС более близок и понятен Украине, учитывая общие границы страны с Россией и Беларусью,
которые входят в состав организации, а также учитывая ее опыт в СССР и СНГ. Однако в настоящее время бессмысленно обсуждать членство Киева в ЕАЭС, в свете войны России против Украины, – пишет аналитик. – С другой стороны, инициатива Экономического пояса Шелкового пути кажется для Украины экономически и финансово важной. Но слишком мало понимание этой инициативы, а вместе с отсутствием видения это, кажется, снижает значимость Нового шелкового пути для украинской политической и деловой элиты», информируют Экономические Известия.
Китайская экономическая инициатива активно обсуждается в западной прессе. Аналитики ставят вопрос о том, можно ли считать новый Шелковый путь попыткой создать новое экономическое объединение на основе китайских инвестиций, а в сущности, сплотить вокруг Китая сначала экономический, а в будущем и политический пояс друзей и союзников. Ведущие эксперты, все же, сходятся во мнении, что опасаться политических привязок к Китаю в рамках его экономической инициативы не стоит. И тем более не стоит считать, что новый Шелковый путь – это китайский путь к глобальному политическому влиянию.
Пояс экономики или пояс политики
Сам Китай об инициативе Шелкового пути пишет в официальном документе следующее: «Совместное создание «Одного пояса и одного пути» призвано стимулировать свободное, но упорядоченное передвижение факторов производства, также высокоэффективное распределение ресурсов и глубокое слияние рынков. Проект даст возможность странам, расположенным по Шелковому пути, скорректировать свою экономическую политику в сторону более масштабного, высокоуровневого и глубокого регионального сотрудничества, совместно сформировать структуру открытого, толерантного, сбалансированного и всем выгодного регионального экономического сотрудничества».
Может показаться, что Китай нацелен на создание нового экономического пространства, объединенного унифицированными экономическими и финансовыми принципами, с целью будущего укрепления рамок регионального содружества. Однако сам Китай подчеркивает, что Шелковый путь не предполагает эксклюзивного участия: «Государства, относящиеся к «Одному поясу и одному пути», не ограничиваются рамками древнего Шелкового пути. Любое государство, а также любая международная или региональная организация, без исключения могут к нему присоединиться, и пусть результаты совместного строительства послужат интересам народов в более широком районе», – говорится в документе.
Китайские власти подчеркивают, что существует значительная разница между странами вдоль Шелкового пути «в уровне обеспеченности природными ресурсами и большая экономическая взаимодополняемость». А основным содержанием сотрудничества называют пять пунктов: политическую координацию, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойную торговлю, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами.
Впрочем, эта инициатива может позитивно повлиять на уже существующие объединения в ключевом для Китая регионе Центральной Азии. Тем более что многие из существующих организаций сложно назвать эффективными.
«В этом регионе достаточно много объединений, которые не работают должным образом. Перспектива участия в китайской инициативе нового Шелкового пути, например, стран Центральной Азии положительно отразится на состоянии ЕАЭС. Это даст возможность создать современный экономический коридор из Шанхая в Берлин, что может вдохнуть новые силы в организацию», – считает Марина Хмара, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко. По ее мнению, в случае с новым Шелковым путем нет смысла пока говорить о возможных перспективах создания нового экономического и политического объединения под эгидой Китая, конкретных предпосылок к этому нет.
Смена экономического ландшафта
По словам генерального секретаря ГУАМ Алтая Эфендиева, проект Шелкового пути пока нельзя рассматривать как проект политического характера, но ситуацию можно оценивать с точки зрения «динамики формирования нового региона». По большому счету, речь идет о формировании новой платформы экономического взаимодействия на основе некогда закрытого пространства Центральной Азии и Кавказа.
Надеж Ролан из Национального бюро азиатских исследований на этот счет пишет: «Инфраструктурная дипломатия Китая отражает его дипломатическое намерение укрепить отношения со странами на континентальной периферии, в то время как территориальные споры подорвали его отношения с соседями на море». По мнению эксперта, ухудшение отношений с соседями на восточном фланге заставляет Китай прилагать больше усилий к улучшению отношений на западном фланге. Эксперт считает, что таким образом Китай намерен приблизить соседей и привязать их сетью торговых, транспортных и многосторонних институциональных связей. Само создание трансконтинентального экономического коридора приведет к кардинальной смене экономического ландшафта и усилит ориентацию Европы на Азию в целом.
Однако Суичен Чжао, профессор Денверского университета, специалист по китайской политике и международным отношениям в школе международных исследований Джозефа Корбела, считает, что после мирового финансового кризиса 2008 года Китай вознамерился стать финансовым лидером. По мнению эксперта, такие инициативы, как Экономический пояс Шелкового пути и создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (в рамках этой инициативы) преследуют именно эту цель. Эксперт также отмечает, что у Китая нет ни возможности, ни желания бросать вызов западным странам-лидерам. Китай по-прежнему извлекает свои выгоды из существующего миропорядка, в частности из того факта, что США обеспечивает безопасность торговых маршрутов. Потому, нельзя говорить о желании Китая занять место США в качестве глобального гегемона или подвинуть западные державы ради мирового лидерства.
Таким образом, на настоящий момент концепт китайского Шелкового пути необходимо, и верно, рассматривать как новую платформу международного экономического взаимодействия, которая не исключает прочие инициативы, как в региональном, так и мировом масштабе. Несмотря на явное влияние, которое инициатива окажет на экономические позиции региона Центральной Азии, и на вероятное будущее усиление азиатской ориентации Европы, инициативу не следует пока рассматривать в политическом контексте. Для Украины китайская инициатива нового Шелкового пути – не просто возможность модернизировать инфраструктуру в различных отраслях, от сельского хозяйства до энергетики, но, в первую очередь, возможность выйти на обширную платформу для заключения взаимовыгодных сделок и привлечения инвестиций. Причем политическая привязка или эксклюзивность обязательств пока исключаются, что делает платформу более чем привлекательной в качестве дополнительной возможности поддержать экономическое развитие страны.
2007 © "Экономические известия"
Все права защищены.
Использование материалов разрешается при условии ссылки на "Экономические известия" (www. eizvestia. com). Для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, не закрытая от индексации поисковыми системами, в первом или втором абзаце опубликованного материала на цитируемую статью или новость. Материалы, обозначенные символом , публикуются на правах рекламы.
Производство онлайн-департамента газеты "Экономические известия" (www. eizvestia. com).