Инновационный сектор экономики РФ должен обеспечивать более 10% ВВП страны. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на встрече в Кремле с представи...
Читать далееСербия «уходит»... - новороссия экономика екатерины 2
С одной стороны, возглавляющий победившую на последних выборах в Скупщину правящую коалицию премьер-министр Александр Вучич уже неоднократно заявлял о том, что приведет страну к членству в ЕС (планирует завершить все вопросы до 2020 года) и сможет добиться планомерного сотрудничества с НАТО без вступления в него. С другой — он же, а также президент страны Томислав Николич и добрая половина местных политиков разных мастей продолжают говорить о том, что европейский путь Сербии никоим образом не повлияет на отношения страны с Россией. Подобная двойственная политика сербских властей имеет под собой довольно четкие политические и экономические причины, которые пока не позволяют Белграду со стопроцентной
уверенностью определиться со своей внешнеполитической стратегией.
Сербия, которую еще 17 лет назад утюжили натовские ракеты и бомбардировщики, в том числе и из числа нынешних «благодетелей» местных евроинтеграторов, стала кандидатом на вступление в ЕС в марте 2012 года. В рамках переговоров о присоединении республики к Евросоюзу должны быть проведены консультации по 35 главам переговорного досье с целью приведения законодательства страны в соответствие с законодательством ЕС. Однако еще четыре года назад было понятно, что перед Белградом будут поставлены такие условия, при выполнении которых о внутриполитической стабильности в стране, а также сохранения ее тесных связей с Россией речи идти не может. Изначально Белград должен провести многочисленные экономические и административно-политические реформы, изменить судебную систему, усилить защиту свободы слова и, что самое сложное, нормализовать свои отношения с Косово. Причем понятие «нормализовать» к настоящему времени и вовсе трансформировались в фактическое требование признать сербскую область независимым государством.
Чего только стоит, например, позиция Германии по этому вопросу — именно Берлин настоял на том, чтобы переговоры с Белградом были начаты не только с главы 32 переговорного досье, касающейся вопросов финансового контроля, но и 35-й главы под заголовком «другие вопросы», в которой содержится требование урегулирования отношений с Приштиной. Более того, сегодня в Бундестаге и вовсе стали говорить о том, что Германия не ратифицирует соглашение о принятии Сербии в ЕС до тех пор, пока Косово не станет полноправным членом ООН. Европейский прессинг Белграда уже привел к тому, что сербы начали проводить переговоры с косовским властями, хоть и не признавая независимость данной территории. И в данном случае необходимо понимать, что решение «косовского вопроса» для Сербии сродни «крымского» для Украины — ни один здравомыслящий политик в республике не будет говорить о том, что ради вступления в ЕС нужно смириться с потерей колыбели сербской нации. В ином случае это приведет не только к окончанию его политической карьеры, но и к дестабилизации ситуации внутри страны. Однако, как показывают последние события, это совершенно не интересует европейское большинство, как не интересует его и то, что в Сербии не менее половины граждан продолжают выступать против евроинтеграции, а подавляющее большинство — против сближения с НАТО. К слову, последнее сегодня перестает волновать и сербских политиков. Если еще несколько лет назад, учитывая общественное настроение, они пытались разграничить военно-политическое и экономическое сотрудничество с Западом, то сегодня это разграничение стало постепенно нивелироваться. За последний год, несмотря на негативное отношение большинства сербов, Вучич сделал серьезные шаги в сторону НАТО. Например, в сентябре прошлого года Белград заключил с Альянсом «Соглашение между Правительством Республики Сербии и Организацией НАТО по обеспечению и закупкам (NSPO) о сотрудничестве в области логистической поддержки». Согласно данному договору, войска блока фактически получили право свободно передвигаться по территории республики, использовать сербскую военную инфраструктуру в случае необходимости, а также получать информацию от сербской армии. И несмотря на то, что соглашение вызвало многочисленные акции протеста в Сербии, он был одобрен Скупщиной и подписан президентом государства под предлогом того, что делается это для «защиты сербов на севере Косово». Все это, а также многое другое, еще несколько лет назад было сложно себе представить, а это значит, что сербская политика под давлением извне продолжает свою трансформацию, что рано или поздно скажется и на традиционных отношениях республики с Россией.
Сегодня связи двух государств еще носят дружественный характер и подкрепляются военно-политическими и экономическими договорами. Россия все еще остается практически единственным поставщиком природного газа в Сербию, оба государства являются стратегическими торговыми партнерами, а с 2009 года между странами существует безвизовый режим. Более того, осознавая традиционность двухсторонних отношений, в марте 2016 года Белград отказался, даже в ущерб евроинтеграции, присоединяться к антироссийским санкциям. В Москве, конечно, благодарны за такую позицию сербского руководства, но при этом там не могут не отмечать, что братские отношения между двумя странами постепенно стали ослабевать. И проблема в данном случае заключается в том, что Россия, прекрасно понимая, что при текущем состоянии дел ситуация в дальнейшем будет только ухудшаться, по-прежнему не может активно действовать на Балканах даже в отношении Сербии. И в то же время политика Брюсселя становится все более агрессивной и напористой. ЕС уже предлагает Белграду не только открытый европейский рынок и дешевые кредиты (все то, что в свое время обещали и Украине), но и помощь в нормализации отношений страны с другими членами ЕС. Например, в начале июня стало известно, что Хорватия, политиков которых трудно уличить в любви к Белграду, приняла решение перестать блокировать рассмотрение переговорного досье по присоединению Сербии к ЕС. Вряд ли здесь обошлось без давления на Загреб со стороны Брюсселя или Берлина, которым крайне необходимо ускорить процесс сербской евроинтеграции и отрыва ее от традиционных связей с Россией. И, вполне вероятно, что сербы рано или поздно поддадутся на уговоры Евросоюза, тем более что в самой республике политиков, которые могли бы противостоять нынешним евроинтеграторам, на самом деле крайне мало. Даже оправданный Международным трибуналом по бывшей Югославии Воислав Шешель со своей Сербской радикальной партией сегодня вряд ли может рассматриваться в качестве серьезного оппонента правящей коалиции. Тем более, что, по мнению большинства аналитиков, он вполне готов пойти на соглашение с проевропейским большинством, а потому делать на него ставку России абсолютно бессмысленно.