Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) рассматривает сделки с суверенным фондом Катара Qatar Investment Authority на $6,5 млрд, треть которых может ...
Читать далееЗачем microsoft покупает linkedin за $26 млрд_ _ e-xecutive кредиты и финансы ру
Microsoft наносит ответный удар
Корпорация Microsoft решила совершить крупнейшую сделку в своей истории, и за $26 млрд приобрести социальную сеть для деловых контактов LinkedIn, в которой более 430 млн зарегистрированных пользователей. Для тех, кто с ней незнаком, можно, пожалуй, представить, что это версия идеальной синергии Headhunter. ru и социальной сети VK.
Страница пользователя в LinkedIn
На покупку LinkedIn корпорация Билла Гейтса, по данным The Wall Street Journal, потратит около 37% своих наличных средств (более $100 млрд). И никаких кричащих заголовков в прессе из серии «Сделка века». Никаких поисков подводных камней или скрытого смысла в покупке. Предмет
сделки Microsoft не вызвал ажиотажа в западной прессе: как будто это очередная крупная интернет-покупка, к которым мир уже успел привыкнуть. Чаще всего с недоумением обсуждается высокая цена сделки (в начале 2016 года капитализация LinkedIn упала с $25 млрд до $14 млрд) и звучат ироничные высказывания, связанные с тем, что завести друзей в LinkedIn теперь станет возможно, только если у вас стоит новая Windows 10.
Так зачем Microsoft понадобилась эта социальная сеть, когда в 2008 году корпорация могла получить Yahoo! за $45 млрд, а в 2015 – разработчика SalesForce за $50 млрд? Сумма в $26 млрд – примерно столько же корпорация потратила на все свои предыдущие слияния с другими крупными игроками рынка IT (рисунок 1).
Возможные объяснения: «Microsoft решила вернуться в игру, из которой выпала в последние несколько лет, и громко о себе заявляет». «Участники LinkedIn – это бизнес-пользователи, то есть ключевая аудитория Microsoft. Логично связать их в одну экосистему». Руководитель Microsoft Сатья Наделла заявил, что будет интегрировать LinkedIn со своим продуктом, Office 365. «Мы объединим главную профессиональную соцсеть с самым популярным облачным деловым пакетом», – сказал он. LinkedIn поможет расширить портфолио продуктов Microsoft и, по данным компании, объем потенциального рынка услуг корпорации увеличится в полтора раза – до $320 млрд. Крупнейшие сделки Microsoft с 1999 по 2016 год
Рисунок 1. Источник: The New York Times
Специалисты вспоминают, что после покупки Microsoft финской Nokia современный мир перестал пользоваться телефонами данного бренда. «Более молодое поколение считает, что сотовые телефоны Nokia были рождены и погребены еще в эпоху пейджеров, CD-дисков и кассетных плееров», – это только один из комментариев на Reddit. А покупка Skype, как потенциального убийцы всех набирающих популярность мессенджеров, так и не изменила деловой мир: Whatsapp, Telegramm и Imo продолжают набирать клиентскую базу. «Skype стало отличать только то, что теперь его нельзя закрыть, просто нажав на крестик в верхнем правом углу – нужно нажать «Выйти из Skype». Типичный Microsoft», – вот еще один хлесткий отзыв.
И Сатья Наделла и Джефф Вейнер из LinkedIn с восхищением объясняют, что социальная сеть будет сердцем Microsoft, имея в виду так называемый проект «Повсеместный профиль профессионала». На деле это может превратиться в раздражающе стойкие предложения, поступающие во время работы в Microsoft Office из LinkedIn от совершенно незнакомых нам людей. И в этот момент обозреватели The New York Times с волнением вспоминают анимационную скрепку Clippy от Microsoft – непрошеного гостя в программах Microsoft Office, который с упрямством, достойным иного применения, давал бесконечные советы: «Вы пишете письмо?», «Вы хотите нажать эту кнопку?», «А знаете ли вы…?». Неслучайно в 2010 году журнал Time включил Clippy в 50 худших изобретений всех времен.
Clippy: назойливый советчик от Microsoft
Вполне возможно, что покупка LinkedIn с ее $400 млн чистой прибыли в год – попытка оседлать волну Facebook. В Силиконовой долине любят вспоминать, что Microsoft могла купить Facebook в самом начале развития социальной сети за куда меньшие деньги, и поэтому ко всем новым гиперрастущим интернет-проектам компания сегодня относится куда более внимательно. На сегодняшний день рыночная капитализация Facebook составляет около $320 млрд. Не скажешь, что соцсети далеко до Microsoft с ее $394 млрд. Но если Microsoft и не может купить Facebook, то она вполне может купить другого крупного игрока на рынке «виртуальной социализации человека».
Но пока живые люди упражняются в сомнениях, Microsoft смотрит на свои сделки через призму создания искусственного интеллекта. И тут уже никто не смеется. Особенно, если привести примеры из бизнеса его конкурентов.
Проекты под Google и Facebook
В 2000 году Ларри Пейдж, один из основателей Google, объявил, что идеальной версией поисковика будет искусственный интеллект. Почему? Потому что текущий поиск – это поиск по команде, по ключевым словам. А что, если поисковая машина будет понимать, что именно вы ищете, еще и сама при случае спросит и предоставит человеку именно то, что он хочет?
Как заставить машину что-то понимать? В Google решили, что так же, как и человека. Через книги. В 2002 году Google запустила проект Google Books, начав сканировать книги и предоставляя в любой точке мира доступ к их электронным версиям. К июню 2016 года компания оцифровала уже более 20 млн книг. Весь мировой рынок литературы она оценивает в 130 млн экземпляров. И, кажется, сегодня стал значительно лучше и быстрее. Кроме того, из 140 компаний, приобретенных Google с 2001 года, большинство относятся к сфере искусственного интеллекта. Google набирает лучших профессоров и ученых в области нейронных сетей, покупает разработчиков роботов для армии США и приобрела Motorolla Mobility только ради того, чтобы завладеть ее патентами и затем перепродать (см таблицу).
Помимо этого Google планирует отойти от традиционных систем текстового ввода поисковых запросов и перейти к использованию голосовых помощников. В ближайшие пять-десять лет компания собирается построить полноценную среду для общения, которая будет поддерживать естественную речь и позволит пользователю вести диалог с поисковой системой по любым
вопросам.
Facebook – главная виртуальная площадка западного человека. Около двух миллиардов активных посещений в месяц. И главный человек в компании, Марк Цукерберг, уже несколько раз заявлял, что каждый пользователь при каждом посещении сталкивается с искусственным интеллектом Facebook. То есть машина за вас определяет, что вам может быть интересно - и это вызывает определенную волну возмущений у пользователей. Сверхзадача, которую должна решить эта система, – понять поведение пользователей в процессе взаимодействия со всеми элементами социальной сети.
Крупнейшие приобретения конкурентов Microsoft
Покупатель
Купленная компания
Год
Сумма сделки
2012
$1 млрд
2014
$19 млрд
Oculus Rift
2014
$2 млрд
Yahoo
Tumblr
2013
$1,1 млрд
DNNresearch
2013
Нет данных
Viewdle
2013
$30 млн
DeepMind
2014
$400-450 млн
Boston Dynamics
2013
Нет данных
Motorola Mobility
2013
$12,5 млрд
Apple
Beats Electronics
2014
$3 млрд
Novauris Technologies
2014
Нет данных
BookLamp
2014
$10-15 млн
Конкуренты Microsoft с каждым годом усиливают консолидацию информации в своих руках, увеличивают свое влияние в мире и приближаются к созданию «искусственного интеллекта». Так почему Microsoft должна вести себя по-другому и не укрепиться на рынке с помощью покупки LinkedIn?
Товар лицом был впервые показан в начале весны 2016 года. Microsoft 23 марта запустила в Twitter свой «искусственный интеллект» – бота по имени Тэй, который общается со всеми желающими как девочка-подросток. Но что-то сразу пошло не так. «Microsoft приостановила работу Twitter-бота с искусственным интеллектом, который за сутки научился сквернословить, стал откровенно говорить о сексе и признался в симпатиях к Адольфу Гитлеру», – сообщило британское издание The Telegraph. Но аккаунт TayTweets существует и сейчас, на него подписаны около 190 тыс. пользователей.
А мы ждем, что следующей крупной сделкой станет покупка кем-то из крупных игроков компании Twitter и грядущего за ней пресс-релиза о том, что цифровой мир станет еще лучше и людям будет еще комфортнее жить в нем.
• YouTube + Google.
• Instagram + Facebook.
• Tumblr +Yahoo.
• LinkedIn + Microsoft.
• Twitter + ?
Фото: kinopoisk. ru, кадр из фильма Ex Machina
