Правительство Китая рассматривает возможность развертывания налогово-бюджетных стимулирующих программ на сумму свыше 1 трлн юаней ($156,7 млрд). В общ...
Читать далееЭкономика Китая стабилизируется. Вышедшие сегодня данные по темпам роста ВВП не стали сюрпризом для рынка, рынок воспринял их достаточно спокойно.
По итогам I квартала темпы роста ВВП составили 6,7%, что совпало с прогнозами.
Также были опубликованы данные по промпроизводству, розничным продажам, инвестициям в основной капитал и объему нового кредитования — все эти показатели продемонстрировали рост и оказались чуть лучше прогнозов.
Эксперты считают, что ситуация нормализовалась во многом благодаря смягчению денежно-кредитной политики Народного банка Китая, а также стабилизации на мировом финансовом рынке.
«Экономика стабилизировалась благодаря потокам ликвидности и улучшению настроений на рынке недвижимости», — сказал Тао Донга, главный экономист по Азии в Credit Suisse Group AG в Гонконге. Он также отметил, что пока неясно, можно ли считать последние улучшения устойчивыми. По его словам, пока государственные стимулы играют ключевую роль, и необходимо возобновить приток частных инвестиций.
Промпроизводство за отчетный период выросло на 6,8%. При этом стоит отметить, что на протяжении последних лет в китайской промышленности наблюдается замедление темпов роста. В 2011 г. объем производства на крупных предприятиях КНР вырос на 13,9%, в 2012 г. — на 10%, а в 2013 г. — на 9,7%. Рост промышленного производства в Китае по итогам 2014 г. составил 8,3%. В 2015 г. оно увеличилось на 6,1%.
Инвестиции в строительство недвижимости выросли по сравнению с прошлым годом на 6,2%, в то время как новое строительство прибавило 19,2%. Еще сильнее подскочили продажи новых площадей — на 35,6%.
Так ли все хорошо, как показывают?
Напомним, что признаки стабилизации китайской экономики начали поступать еще раньше. В марте индекс PMI впервые за 8 месяцев превысил отметку 50 пунктов, то есть вышел на траекторию роста. Кроме того, прибыль крупнейших промышленных предприятий страны за первые два месяца года увеличилась на 4,8% в годовом выражении.
От февральского провала оправилась и китайская внешняя торговля. Ее объем по итогам I квартала 2016 г. снизился в годовом выражении на 5,9% до 5,2 трлн юаней ($804,3 млрд). После удручающих данных за февраль эксперты ждали улучшения показателя, тем более что свою роль должна была сыграть девальвация юаня к корзине валют стран-партнеров. Так и произошло: экспорт вырос, а импорт оказался лучше прогнозов.
Торговый оборот в марте 2016 г. вырос на 8,6% и составил 1,91 трлн юаней ($295,4 млрд). Экспорт из КНР вырос на 18,7% и составил 1,05 трлн юаней ($162,4 млрд), а импорт сократился на 1,7% до 855,5 млрд юаней ($132,32 млрд). Положительное сальдо внешнеторгового баланса за этот период составило 194,6 млрд юаней ($30,1 млрд).
Впрочем, у некоторых экспертов статистика по экономике КНР вызывает достаточно много вопросов. Аналитики обращаются к данным по объемам железнодорожных грузоперевозок, которые являются индикатором объемов производства и потребления в Китае.
Выходит полная ерунда: объем железнодорожных грузоперевозок падает на 10,5% в 2015 г., а экономика по-прежнему растет на 6,7%?
Как сообщало китайское деловое издание Caixin, центральные планировщики Китая намеревались увеличить объемы железнодорожных грузоперевозок до 4,2 млрд тонн к 2020 г. Среднегодовой темп роста предполагался на уровне 4,3%. Таким образом, это снижение не является частью запланированного перехода к экономике потребления. Они категорически против этого или вообще какого-либо другого сценария развития событий.
А потом наступил I квартал 2016 г. Объем железнодорожных грузоперевозок упал на 9,4% в годовом исчислении до 788 млн тонн, сообщают данные Китайской железнодорожной корпорации. В этом случае объем железнодорожных грузоперевозок в 2016 г. будет снижен на 20% по сравнению с 2014 г., когда уже наблюдался спад. В 2016 г. объем останется в конечном итоге на уровне 2007 г.