По сути, есть только три принципиальных вопроса, связанных с законом. Кто будет иметь право покупать землю? Сколько земли можно продать в одни руки? О...
Читать далееКто-то ожидает обновленный закон о рынке земли с нетерпением, а кто-то с тревогой. Не пойдет ли по миру крестьянин? Что будет с сельскими территориями? И как будет разворачиваться земельная реформа после вступления в силу данного законодательства? Ответы на эти вопросы мы и искали. Так вот, несколько лет назад эксперты говорили, что рынок земли не стоит вводить ранее 2014 года. Так оно и вышло.
В этом контексте нам надо понять простую вещь: спешить здесь не нужно, а вот спешить с умом – да, необходимо. Потому что как только депутаты откладывают форматирование рынка земли, так и фермеры синхронно откладывают в сторону всю подготовительную работу. В результате этого нагрузка на земельные службы теперь чрезвычайно высокая. Они не успевают справиться с работой, которой надо выполнить столько, сколько за предыдущие десять лет.
И все-таки депутаты, как и фермеры с крестьянами, должны максимально эффективно подготовиться к рыночному старту, учтя все «за» и «против». Чтобы не получилось так, как с указом президента о разделе колхозного имущества от 1999 года, когда семья крестьянина, который всю жизнь проработал в колхозе и умер за неделю до указа, осталась ни с чем. А тот, кто узнал о подготовке указа и за неделю записался в колхоз, на равных с другими получил земельный пай. Главная задача реформы, как нам кажется, заключается в том, чтобы не обезземелить крестьянина и фермера, для которых земля – это и способ выживания, и способ получения хоть каких-то доходов, а дать толчок для развития наших сельских территорий.
Поэтому «биография» каждого клочка земли должна быть выписана, как и у человека – от «а» до «я». Как сельский человек сегодня знает, где купить хлеб и как это сделать лучше, именно так он должен обладать и информацией о своей земле. И, конечно же, паи должны быть выделены «в натуре». Часть людей преимущественно старшего возраста захотят сразу же после вступления в силу закона продать землю, чтобы достойно завершить свою жизнь. Но продать ее они должны не шулеру, а государству. Если за этот год мы создадим национальный земельный банк, способный обеспечить прозрачную и справедливую земельную политику, тогда может стартовать рынок земли. Или другая ситуация: человек хочет продать пятьдесят гектаров земли, а на ней в это время хозяйничает фермер, с которым он ранее заключил договор аренды. Пусть тогда этот человек идет в земельный банк, и уже он выкупит у него эту землю. А фермер уже постепенно сможет выплачивать ее оставшуюся стоимость банку. Так будет выгодно всем.