Официальный курс червонца устанавливался в Москве один раз в день и передавался по телеграфу по всей стране. Между тем вольный курс червонцев определя...
Читать далееДалее, внедрение з оборот червонцев и активное валютное маневрирование внутри страны и за границей были такими мероприятиями денежной политики пролетарского государства, которые означали ограничение и борьбу со стихийными силами рынка и денежного обращения при посредстве тех методов, которые присущи самому
товарному хозяйству.
Так называемая «валютная интервенция» заключалась в том, что Госбанк выбрасывал на вольный валютный рынок золотые монеты и инвалюту и этим снижал курс последних и повышал курс червонца, имея конечной своей целью достигнуть паритета червонца с золотой десяткой и инвалютой по установленному законом золотому содержанию червонца. Валютные курсы испытывали давление валютной интервенции.
Чтобы вскрыть происшедшие в период 1922—1924 гг. сдвиги на валютном рынке в связи с внедрением в обращение червонца, затем казначейской валюты, а также в связи с мероприятиями по воздействию на курсы золота и инвалюты, нам необходимо рассмотреть данные о движении валютных курсов.
Лаж золотой десятки по отношению к золотым слиткам на Московском рынке 1 апреля 1923 г. составлял 4 руб. 29 коп., а к 1 декабря 1923 г. лаж золотой монеты упал до 2 руб. 40 коп.
С лета 1923 г., т. е. с момента завершения процесса «внедрения» червонца в оборот, в итоге колебаний вверх и вниз лаж на золотую монету по отношению к слитковому золоту обнаруживает резкую тенденцию к понижению, которая в конце концов после завершения денежной реформы в 1924 г. приводит к уравнению «цены» золота в монете и слитках.
Конечно, проведение маневров валютной интервенции стоило государству денег. Некоторая сумма брошенных на вольный рынок фондов золота и инвалюты не возвратилась обратно в банк и осела в частных руках; немало золота «прилипло» к рукам спекулянтов. Однако в общем валютная интервенция в тех условиях была необходима и дала положительный эффект: валютный курс червонца укрепился, а золотые запасы, несмотря на сброску части фондов, не только не уменьшились, но на протяжений 1923 г. непрерывно возрастали.