Четкое определение целей создания предприятия, а так же его миссии позволяет учредителям понять, для чего оно основывается и каково его назначение. Дл...
Читать далееАлександр Жидких — Набережные Челны
Последние новости, связанные с «Камазом», были не самыми приятными. Так называемый Панамский скандал, скандальная утечка секретных документов о держателях офшоров, среди которых были документы о «Камазе», заставили нас вспомнить всю последнюю историю предприятия. Как оно развивалось последние несколько лет в партнерстве с «Даймлер».
Несколько недель назад компания заявила о строительство совместно с «Даймлер» завода
по производству каркасов кабин для нового модельного ряд.
Дальнейшее производство автомобилей с компонентами Daimler позволят «Камазу» существенно укрепить и без того сильные позиции на российском рынке.
Вот только цена перспективного сотрудничества с немецким концерном все больше отдаляет «Камаз» от Набережных Челнов — города, который раньше завод фактически содержал. Предприятие, теперь избавляется от советского наследства в виде непрофильных обязанностей и активов. То, что Камскому автозаводу партнерство с «Даймлер» приносит свои дивиденды — очевидно. Главным итогом восьмилетнего сотрудничества стала разработка перспективного семейства автомобилей с новой кабиной, полученной от Mercedes - Benz Axor и доработанной под камазовские шасси. Успех седельного тягача Камаз-5490 стал толчком для развития семейства — выпуска трехосного тягача 65206 и автомобиля 65207, а в текущем году автозавод должен поставить на рынок два самосвала на трехосном и четырехосном шасси
Но в 2008 году, когда принималось решение о заключении партнерства с зарубежными автоконцернами, кроме Daimler AG в качестве претендентов рассматривались еще два кандидата — компания Iveco и Volvo.
Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и один из руководителей Daimler Вольфганг Бернхард Решающий голос за немецкого производителя грузовиков отдал генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин , который никак не мог предположить, что спустя два года Daimler AG окажется втянут в мировой скандал, связанный с взятками высокопоставленным чиновникам из десятков стран, с целью получения контрактов на поставку автомобилей представительского класса. Обвинения против DaimlerAG выдвинуло министерство юстиции США. Факт того, что компания занималась подкупом чиновников в разных странах, среди которых была и Россия, где в получении так называемых откатов были уличены сразу несколько ведомств — МВД, гараж особого назначения (ГОН) Федеральная служба охраны, Минобороны, а также муниципальные власти Москвы, Уфы и Нового Уренгоя, в руководстве Daimler признали. Чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств концерн был вынужден пойти на сделку с правосудием, выплатив американскому Минюсту штраф в размере $ 185 млн
В России же о вскрывшихся фактах постарались как можно быстрее забыть, никаких судебных разбирательств так и не случилось. Сам же концерн, усвоив урок, стал проводить осторожную политику, вводя среди своих партнеров корпоративный комплаенс — процедуры, регламентирующие поведение персонала по соблюдению мер против коррупции.
На «Камазе» работу по снижению комплаенс — рисков начали проводить с 2012 года, что, как завреряют, положительно сказалось на госзакупках.
Приход Daimler AG на «Камаз» сказался и на дальнейшей политике компании. Немецкий партнер сделал все для того, чтобы «Камаз», будучи градообразующим предприятием, не имел в своем активе много собственности, никак не связанной с производством автомобилей, а также перестал выпускать автомобили двойного назначения, которые могут эксплуатироваться как в гражданских, так и в военных целях. Вывод военного направления в отдельное производство оказалось самым трудным и длительным по времени мероприятием.
Первым шагом по избавлению предприятия от связи с военной собственностью стал вывод из состава компании дочернего предприятия «Ремдизель» в 2012 году, на площадях которого выпускаются бронеавтомобиль «Выстрел» (Камаз-43269), российско-итальянский бронеавтомобиль «Рысь» (или Iveco LMV), а также производится ремонт и восстановление армейской техники с полной заменой вышедших из строя узлов и агрегатов. Ценность последнего направления в том, что Министерству обороны, как основному заказчику, восстановление армейской техники обходится значительно дешевле, чем покупка новых автомобилей.
Второе направление, от которого «Камазу» пришлось отказаться по настойчивым требованиям Daimler стал завод специальных автомобилей (ЗСА), который выпускает машины из нового семейства армейских грузовиков «Тайфун», «Торнадо-К» и многие другие перспективные разработки для различных типов войск. Завод стал подразделением все того же «Ремдизеля», которому и был продан. Сумма сделки так и осталась за семью печатями. Вполне возможно, что вывод этих активов из состава компании носил чисто юридический характер с переоформлением документов на аффилированных лиц, работающих в недрах «Камаза» — отпускать такой лакомый кусок в далекое свободное плавание, который постоянно получает госзаказ от военных и приносит хорошие прибыли никто не захочет, даже в угоду иностранным партнерам.
Гораздо легче компании было расстаться с другими своими активами. Например, с МУП «Электротранспорт», трамвайным депо, которое в прошлом году, благодаря транспортной реформе нового мэра Наиля Магдеева получило в нагрузку около 190 больших автобусов и шесть новых маршрутов.
С инициативой забрать у «Камаза» трамвайное хозяйство в ведение города, выступал еще предыдущий мэр Челнов Василь Шайхразиев. Дело было в 2012 году, но потребовался еще год, чтобы руководство «Камаза» окончательно приняло решение о безвозмездной передаче муниципалитету теперь уже не только трамвайного, но и автобусного предприятия.
«Электротранспорт», который сегодня вышел из-под опеки «Камаза» продолжает оставаться самым крупным перевозчиком на рынке пассажирских перевозок города с долей 55%. Серьезную конкуренцию ему составляют частные извозчики, из-за чего существенные потери несет автобусное подразделение предприятия. Наполняемость автобусов «Электротранспорта» пока остается низкой, а сама транспортная реформа города, призванная улучшить пассажиропоток за счет выпуска на маршруты больших автобусов не принесла ожидаемого эффекта: в выигрыше остались все-таки частные перевозчики, которых не удалось убрать с маршрутов города.
Но если «Электротранспорт» еще как-то держится на плаву, то футбольный клуб «Камаз», лишившись поддержки со стороны предприятия еще в 2013 году, оказался в затруднительном финансовом положении, не позволяющем команде добиваться высоких результатов.
Сам Когогин говорил, что за 10 лет с 2002 по 2012 года компания потратила на клуб 1,455 млрд рублей.
От своего главного спонсора клуб ежегодно получал от 90 до 120 млн рублей: деньги хоть и не были самыми большими по меркам ФНЛ, но позволяли команде показывать хорошую игру с 2006 по 2012 годы и держаться вблизи призовой тройки. Задачи выхода в премьер-лигу перед командой не стояло, но она была хорошим плацдармом для целого ряда игроков, чья игра стала хорошим поводом для приглашения их в клубы российской премьер-лиги.
Среди тех, кто когда-то начинал свою футбольную карьеру на «Камазе» и вырос в хороших игроков стали Владислав Игнатьев, Алексей Козлов, Александр Бухаров, Питер Осазе Одемвинге и многие другие. Однако для нынешнего состояния клуба, в котором он оказался из-за потери денег, это слабое утешение. Не оправдались расчеты команды и войти в состав казанского «Рубина» в качестве команды-донора и получить таким образом должное финансирование, хотя такие договоренности были. Но после смены руководства в стане казанской команды этот вопрос так и остался нерешенным.
Между тем клуб сумел, несмотря на большие финансовые неурядицы выйти в 2015 году из второго дивизиона в ФНЛ. Вот только результаты у команды оказались далеки от предыдущих лет ее участие во втором по значимости российском чемпионате. Клуб находится на последнем месте и шансов выбраться оттуда у «Камаза» с каждым туром все меньше.
Впрочем, самому пока еще градообразующему предприятию до всех этих насущных проблем своих теперь уже бывших активов нет никакого дела. Спад в экономике, в очередной раз сильно ударивший по российскому автопрому, поставил на грань выживания и сам «Камаз». Держаться на плаву позволяет лишь еще более худшее положение у конкурентов, особенно иностранных, чья продукция из-за более дорогой цены, менее востребована на российском рынке. «Камаз» же показавший рост продаж по итогам первого квартала 2016 года на 14% уже занимает долю рынка более 59%. Правда до докризисных показателей компании пока по-прежнему далеко.