Правительство России поддержало законопроект об освобождении от ответственности людей, совершивших налоговые преступления, в рамках «амнистии капитало...
Читать далееОдин из главных принципов налогового законодательства – его стабильность. В статье 4.1.9 Налогового кодекса сказано, что изменения в любые элементы налогов и сборов могут вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода. То есть все новации должны быть внедрены до 30 июня предыдущего года. А налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы в течение бюджетного года меняться вообще не могут.
Но все украинские правительства,
как диктаторски-коррупционные, так и демократическо-технократические, эти требования всегда игнорировали. Тексты налоговых документов правительство вносило за несколько недель или даже дней, до Нового года. А иногда – и после него.
Наша задача – сломать эту неприятную традицию и подготовить обновленный текст налоговой реформы заранее. Чтобы и эксперты, и бизнес, и народные депутаты имели достаточно времени для ознакомления и дискуссий, а весь процесс завершился в первом полугодии. И поскольку до июня месяца осталось не так и много, уже можно подвести промежуточные итоги.
Как мы помним, прошлый год закончился принятием «временного компромиссного» варианта изменений в НКУ, в который вошло немало предложений по концепции либеральной реформы, зарегистрированной в виде законопроекта № 3357. Тем не менее, с учетом нынешних реалий, документ нуждается в доработке и обновлении. О каких изменениях идет речь?
Во-первых, из текста проекта будут удалены те новшества, которые уже вступили в силу в результате «компромиссных» изменений. Во-вторых, необходимо исправить ошибки в виде двух реестров по возмещению налога на добавленную стоимость и хитроумных коэффициентов специального режима налогообложения НДС сельскохозяйственной деятельности. В-третьих, будут удалены некоторые ляпы. К примеру, запрет внешнеэкономической деятельности для упрощенцев, который странным образом попал в текст НКУ.
Четко и однозначно нужно прописать некоторые нормы Налогового кодекса, которые вызвали разночтения, а также учесть многочисленные замечания и предложения. Например, освободить от налога на распределенную прибыль реинвестиции.
Но самое главное, что авторский коллектив либерального проекта налоговой реформы намерен настаивать на отказе от депонирования средств на счетах в системе электронного администрирования НДС, оставив только электронный учет, поскольку эта новация себя не оправдала, к ликвидации так называемых налоговых ям не привела, и только наносит ущерб бизнесу.
Кроме того, уже подготовлен и зарегистрирован законопроект № 4228 «О финансовой полиции». Он реализует идею преобразования ГФС в сервисную службу путем лишения существующего фискального монстра карательной функции.
К счастью, потеплели отношения между авторским коллективом проекта № 3357 и командой, которая готовила проект налоговой реформы от лица Министерства финансов.
Стороны стали слышать друг друга, диалог перешел в конструктивное русло. Интересно, что в этой дискуссии участвуют и иностранные консультанты Минфина. Мы довольны совместной работой. Поэтому хочется верить, что обе группы экспертов договорятся, и либеральная налоговая реформа станет общим продуктом.
К тому же, мы получили серьезную поддержку от американского специалиста в области налогообложения, автора одноименной кривой, описывающей зависимость объемов поступлений в бюджет и ставок налогов, доктора Артура Лаффера, который в 80-е годы работал советником по налоговым вопросам у президента США Рональда Рейгана и был одним из авторов рейганомики. Именно эта экономическая политика позволила вывести экономику США из кризиса. Причем, без снижения налогов тогда также не обошлось.
Вместе с тем, правительственно-парламентский кризис представляет для налоговой реформы определенную угрозу. Коалиция, среди основных задач которой была перестройка налоговой системы, развалилась. И будет ли реформирование среди приоритетов новой коалиции – пока неизвестно. Очень многое зависит именно от тех персоналий, которые окажутся на главных финансовых и фискальных должностях обновленного правительства.