Россия с 2011 года поставила в Китай 94,47 миллиона тонн сырой нефти по ветке нефтепровода Сковородино-Мохэ-Дацин. Согласно данным инспекции, отдельно...
Читать далееМвф ожидает «сжатие» экономики рф, всемирный банк подсчитывает число бедняков бизнес разведка
Санкт-Петербург, 23 июня.
Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард заявила, что «мы по-прежнему думаем, что российская экономика продолжит сжиматься, меньше, чем в 2015 году, но тем не менее», а аналитики Всемирного банка заявили о росте числа бедных в России на три миллиона человек за 2015 год. Практически синхронный поиск и акцентирование внимания двух ведущих международных финансовых организаций на слабых местах российской экономики не может пройти незамеченным, но говорят ли эти структуры о реальных причинах такого положения дел и обнаруживают ли там с таким же энтузиазмом сильные положительные стороны российской экономики?
Изучая
аналитические записки МВФ и Всемирного банка, можно обнаружить, что санкции, конечно, упоминаются как мера, которая призвана затормозить развитие экономики РФ, однако почему-то там скромно обходят стороной тот факт, что эти шаги США и ЕС, а также ряда других стран, в отношении России не имеют под собой никакой разумной основы. Даже политики США и ЕС весьма скупы в том, чтобы каким-то образом объяснить своим избирателям, почему в отношении России были введены санкции.
Важным является и то, что в США руководство страны не избирается прямым голосованием, а европейских комиссаров никто не выбирал вообще, хотя они принимают ключевые решения за 28 стран Евросоюза. Более того, в большинстве стран, которые поддерживают санкции в отношении РФ, их политическое руководство не набирает поддержки и половины населения — учитывая два этих момента, уже можно сказать, что санкции выходят за рамки правового поля. Ну, и уж тем более нелепо выглядят требования некоторых политиков Запада, чтобы Москва «выполнила» Минские соглашения по Украине, когда Россия не является стороной этих договоренностей и при этом взяла на себя роль посредника, который всячески стремится помочь найти решение конфликта на востоке Украины.
Обвал цен на целый ряд сырьевых товаров — это то, что Россия также «не заказывала», а признаки воздействия на эти цены внерыночных факторов, генерируемых рядом политических структур Запада, очевидны. Несмотря ни на что, Россия сохраняет статус мировой энергетической державы, обогнав в апреле этого года по добыче нефти Саудовскую Аравию (10,127 против 10,125 миллиона баррелей). И — это хороший знак: из всех видов энергетического сырья больше всего потребности мир испытывает именно в нефти. Так, по итогам 2015 года в мире было потреблено 4,3 миллиарда тонн нефти. Далее по объемам лидирует природный газ, чье потребление достигло 3,1 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте. На уголь пришлось 3,8 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, а на все возобновляемые источники энергии лишь 364 миллиона тонн. То, что товар, который пользуется самым большим спросом, в итоге вернется к нормальному ценовому уровню – очевидно. Напомним, что в январе нефть дешевела до 27 долларов за баррель, снижаясь на 12-летний минимум. Однако уже сейчас стало понятно, что сокращение инвестиций в глобальную нефтегазовую индустрию стало настолько стремительным, что уже ОПЕК впервые за три года зафиксировал в июне превышение спроса над предложением. Более того, в следующем году ожидается, что объем добычи нефти и газа в мире сократится на 4%, при этом спрос на эти энергетические товары будет расти. Достаточно привести еще один факт, говорящий о том, что спрос будет увеличиваться: в мире число людей, которые не имеют доступа к электричеству, составляет 1,2 миллиарда человек.
Но даже несмотря на то, что мировая энергетика рано или поздно вернется к нормальному ценовому уровню, российская экономика продолжает двигаться ко все большей устойчивости прямо сейчас. Как результат проводимой политики Россия является не только лидером в области глобальной энергетики, но это также тем государством, которое по итогам прошлого года в разы нарастило свою долю в мировом экспорте турбин, компонентов ядерных реакторов, радиолокационног о оборудования, железнодорожной техники и электроизмерител ьной аппаратуры. Хотелось бы, чтобы и МВФ и Всемирный банк, с которыми сотрудничество у России продолжается уже много лет, откровенно оценивали характер санкций в отношении российской экономики как несправедливый, необоснованный и нелегитимный, а при анализе ситуации внутри России делали не меньший акцент на тех положительных моментах в нашей экономической политике и экономике, которые позволяют большинству жителей нашей страны еще больше гордиться своей Родиной.
Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ