Сенат США в январе 2016 г. рассмотрит законопроект об аудите ФРС, который позволит конгрессу усилить контроль над решениями Федрезерва по процентной с...
Читать далееДеньги януковича в украине можно возвращать в бюджет уже сейчас. новые законы не нужны и даже опасны финансы европы
Правовой анализ экспертов анткорупцойноо группы Реанимационного пакета реформ пороков и последствий
принятие законопроекта N4811 об аресте и конфискации активов коррумпированных чиновников показал, что в одобренной оборонным комитетом редакции проект закона составляет существенную угрозу основополагающему праву собственности для всех граждан Украины и должен быть отклонен.
Анонсированный как единственная возможность вернуть в бюджет Украины активы соратников Януковича и профинансировать оборонный заказ, законопроект N4811 – клон проекта с аналогичной идеей – N4057, не решает задекларированную проблему, а наоборот – усложняет возможность вернуть имущество,
арестованное в рамках уголовных производств в отношении экс-чиновников, находящихся под санкциями ЕС.
В случае принятия, проект закона дает неограниченные возможности прокурорам и следователям без надлежащих оснований конфисковывать имущество любого гражданина Украины.
Жесткая критика международных партнеров
• Законопроект N4811 другими словами воспроизводит нормы законопроекта N4057, который получил жесткий отрицательное заключение Совета Европы как таковой, что не соответствует европейским стандартам в отношении справедливого суда и защиты права собственности.
• Законопроект N4811 не учел основные замечания международных экспертов и общественности к предыдущей редакции законопроекта о конфискации активов без суда.
• Более того, нормы законопроекта N4057 были раскритикованы Представительством ЕС в Украине. Подчеркиваем, что после критики международных экспертов и общественных организаций законопроект N4057 был в апреле 2016 снят с рассмотрения профильным комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.
Пренебрежение регламентом
• Законопроект N4811 был рассмотрен и одобрен комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны, который возглавляет соавтор скандального проекта-клона N4057 Сергей Пашинский. Это – наглая манипуляция, ведь по содержанию проект закона должен был рассматриваться в профильном правоохранительном комитете, который раскритиковал и отклонил предыдущую идею Пашинского и соавторов.
• Искусственная смена профильного комитета и очередной циничной попыткой народного депутата Сергея Пашинского протащить свою негодную и опасную с правовой точки зрения, идею "легкого" обращения активов коррупционеров под прикрытием нужд армии.
• РПР отмечает, что действующее законодательство позволяет прокурорам без введения дополнительных законодательных изменений конфисковать имущество Януковича и его соратников, даже если оно записано на третьих лиц.
Законопроект перекладывает бремя доказывания законности активов на собственника имущества, что даже в развитых странах мира применяется в исключительных случаях.
• Как и законопроект N4057, законопроект N4811 предлагает ввести процедуру обращения в доход государства денежных средств, ценных бумаг, банковских металлов и драгоценных камней без обвинительного приговора суда. Такое взыскание может быть застосовувано к активам лиц, которые подозреваются в совершении коррупционных преступлений и находящихся в розыске, а также к активам любых третьих лиц, которые приобрели их от подозреваемых до или во время уголовного производства. Условием применения взыскания станет доказывания того, что стоимость активов не соответствует официальным доходам их владельцев или отсутствие доказательств правомерности приобретения имущества или вообще – отсутствие возможности выявить собственника имущества.
• Прокурор не обязан доказать связь имущества с преступной деятельностью, а бремя доказывания правомерности приобретения имущества полностью возложено на подозреваемого и/или третьих лиц.
Легализация коррупционерами награбленного через суд
• Законопроект N4811, несмотря на задекларированную цель, не поможет вернуть активы экс-чиновников времен президентства Януковича, а наоборот, дает основания для легализации их по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В таком случае Украина будет обязана возвращать конфискованное со значительными компенсациями.
• Для ЕСПЧ обращение в доход государства в уголовном производстве будет рассматриваться как наказание, применение которого без приговора суда и ретроспективно противоречит европейским стандартам правосудия.
• Более того, законопроект N4811, как и его клон N4057, никак не поможет вернуть арестованные активы из-за рубежа. Решение украинского суда о конфискации активов Януковичей по такой процедуре не будут признаны ни одним иностранным судом. Например, законопроект не поможет конфисковать около 200 миллионов долларов, арестованных в Швейцарии и Монако на счетах Юрия Иванющенко.
Инструмент быстрого результата, что позволяет избежать уголовной ответственности за коррупционные преступления.
• Механизм, заложенный в основу проекта закона N4811, позволит прокуратуре во главе с Юрием Луценко показать быстрый, но временный, результат конфискации украинских активов соратников Януковича и оправдает несостоятельность ГПУ довести уголовные производства до суда и в заочном порядке получить приговор суда с решением о конфискации имущества.
• В то же время, потребность в конфискации без приговора исчезла, поскольку при назначении Юрия Луценко генеральным прокурором были внесены изменения в УПК, которые позволили заочное производство, если обвиняемый объявлен в обычный розыск, а не только международный. Это позволяет заочно осудить Януковича и ко и конфисковать все, что положено теми инструментами, которые уже заложены в действующем УПК.
• Вместо проведения надлежащих расследований и доказывания вины коррупционеров, прокуратура сможет ограничиться конфискацией условно-коррупционного имущества без приговоров суда. Чиновники смогут откупиться потерей необоснованного имущества (или его небольшой части), однако избежать уголовной ответственности за незаконное обогащение и другие коррупционные преступления.
• Применение прокуратурой этого упрощенного и такого, что не требует доказывания, механизма конфискации приведет на практике к тому, что прокуратура прекратит применение легальных и апробированных механизмов конфискации, спецконфоскацоо, а также производства по делам о незаконном обогащении и отмывании имущества.
Законопроект дает возможность конфисковать активы третьих лиц-добросовестных приобретателей и не создает гарантий защиты прав таких лиц.
• Любой гражданин Украины или юридическое лицо может стать жертвой этого законопроекта. В лица смогут конфисковать имущество, лишив базовых конституционных гарантий защиты права собственности. Риск конфискации активов распространяется на всех лиц, которые получили активы от подозреваемого в результате любых сделок, в частности по договорам купли-продажи. По-сути, таким лицом может стать любой.
• Суд не обязан устанавливать, что активы третьих лиц, полученные от подозреваемого, фактически контролируются или используются подозреваемым – это совсем не соответствует Итальянскому опыта борьбы с мафией, на который ссылаются авторы законопроекта и который одобрен решением ЕСПЧ.
• При этом, законопроект возлагает бремя доказывания правомерности приобретения имущества именно на третье лицо. В частности, задекларированные доходы третьего лица должны соответствовать стоимости ее имущества. Лица, на которых не распространяется обязанность декларирования доходов, не смогут защитить свое право собственности. Не смогут доказать правомерность своих активов и лица, которые не сохранили копии соглашений, по которым полученные средства. Третьи лица не получают надлежащих гарантий защиты права собственности, в частности они не узнают заблаговременно о рассмотрении дела и не смогут подготовиться к защите в судебном производстве. В реальности, лица – как граждане, так и бизнес – узнавать о конфискации своих активов уже пост-фактум после решения суда.
Законопроект противоречит обязательствам Украины согласно Плана действий по визовой либерализации с Европейским Союзом.
• Согласно этого плана действий, Украина изменила законодательство относительно ареста имущества и специальной конфискации имущества, приобретенного преступным путем, в соответствии со стандартами ФАТФ и Директив ЕС.
• Законопроект N4811 ухудшает это законодательство, что может стать основанием для пересмотра решения по выполнению Украиной требований Плана действий по визовой либерализации.
Учитывая описанные выше риски, РПР призывает народных депутатов отклонить законопроект N4811, а прокуратуру неводкладаючи использовать все возможности (а их достаточно и без новых законов) для возвращения награбленного в бюджет.