Кто-то ожидает обновленный закон о рынке земли с нетерпением, а кто-то с тревогой. Не пойдет ли по миру крестьянин? Что будет с сельскими территориями...
Читать далееИсточник фото:
Краснодар, 22 марта - ЮГ Times. Эксперты обращают внимание на то, что за четверть века своей новой истории они не родили ни одного серьезного сельскохозяйственного проекта, пишет в свежем номере газета ЮГ Times.
В начале марта первичным обществам Кубанского казачьего войска разрешили без конкурсных процедур арендовать земли сельхозназначения из муниципальных фондов перераспределения. Соответствующие поправки в региональное законодательство приняли на одной
из последних сессий Законодательного Собрания.
"Казачество давно ждало этих изменений в краевом законе: теперь любое первичное общество может работать на себя, а значит, стать экономически независимым, - заявил войсковой атаман Николай Долуда. - Обрабатывать сельхозугодья казаки должны сами. Помимо доходов для обществ, эта мера также позволит создать новые рабочие места на селе. Испокон веков казаки трудились на своей земле, это часть уклада жизни. Поэтому наша инициатива об изменениях в закон была поддержана губернатором края. Таким образом, сделан важный шаг к экономической самостоятельности обществ".
Ранее подобные изменения были внесены в Земельный кодекс РФ. С данной инициативой на федеральный уровень, как отметил атаман, вышло именно Кубанское казачье войско и отстаивало ее порядка трех лет. Однако без поправок регионального законодательства воспользоваться на местах этим правом казаки не могли.
Теперь казачье общество может взять в аренду участок, расположенный только на территории своего муниципалитета. Для этого атаману необходимо просто обратиться с заявлением в администрацию района.
Аренда как бизнес
Пока казачий земельный фонд составляет примерно 11 тысяч гектаров на войско, численность которого равен 45 тысячам человек. Это, конечно, капля в море. В прошлом году атаман Николай Долуда распорядился проверить эффективность использования земель.
Из результатов ревизии стало ясно: казачий агропром развивается ни шатко ни валко. Вернее будет сказать, не развивается. Эффективность использования участков (их площади редко превышают 50 гектаров) в различных районах Кубани оставляет желать много лучшего. И все потому, что большинство обществ не утруждает себя работой на земле - наделы просто сдаются в аренду.
К примеру, в Новокубанском районе 20 гектаров, переданных в аренду, в прошлом году принесли по 3,5 тысячи рублей чистой прибыли с гектара, пополнив казну районного казачьего общества на 70 тысяч рублей. В Павловском обществе каждый гектар дал по 5 тысяч рублей.
Для сравнения: в среднем по краю гектар, используемый под растениеводство, приносит по 10-11 тысяч целковых.
По пальцам руки
Примеров деятельности казачье-фермерские хозяйства - как пальцев на одной руке. Посчитаем, опираясь на данные самого Николая Долуды. Итак…
В Тбилисском районе местные казаки занимаются растениеводством: пшеница, ячмень, сахарная свекла и подсолнечник. В Тихорецком - выращивают в закрытом и открытом грунте помидоры, огурцы, арбузы, тыкву, картофель, а также пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник. Есть свои успехи в тех же направлениях сельского хозяйства у казаков ряда поселений Темрюкского, Усть-Лабинского и Лабинского районов. Вот и все.
При этом, у работающих на земле возникают стандартные для агробизнеса проблемы. Они связаны с получением кредитов, в том числе на льготных условиях, для приобретения семян, удобрений, техники, горюче-смазочных материалов. Также общества сталкиваются с проблемой реализации произведенной продукции, ее переработки, переподготовки кадров.
Словом, земли у кубанских казаков сейчас немного, но и на этой малости они работать, по большому счету, не хотят. Зачем же им новые гектары?..
Мнение
Александр Сопов, профессор Майкопского государственного технологического университета, доктор исторических наук, автор монографии «Казачество: трансформация статуса. Социально-политическая и этнокультурная динамика»:
"Видимо, власти все же надеются на то, что казачество справится с поставленными задачами и возродит себя в традиционном сельском хозяйстве.
Прогнозировать, чем закончится новый поход за землей, конечно, рановато. Нужно подождать хотя бы год.
Чем вызвана необходимость давать земли казакам без конкурсных процедур, сказать трудно. С одной стороны, это лишнее свидетельство того, что казачество ищет свое место в жизни и пытается каким-то образом совместить традиции с современностью.
С другой стороны, у российского казачества в настоящее время уже есть определенные успехи в сельском хозяйстве. Честно говоря, я даже удивился, когда узнал, что в Брянской области казаки Стародубского полка создают агрокомплексы. Причем используют самые современные технологии, постоянно модернизируют производство.
Подчеркну: все это на Брянщине делается на общих основаниях - без каких-либо преференций со стороны власти.
Кстати, вообще-то возвращение к традициям - это прежде всего отказ от всяких новаций. Но большинство казаков, думаю, вполне вменяемые люди и понимают, что стремление к традиционному укладу жизни и условный уход к сохе - это не экономика, а историко-культурная деятельность.
Разумеется, как исследователь, я буду наблюдать за развитием событий. Даже для тех, кто к проекту относится со скепсисом, очевидно, что государству важен результат, а не инструменты его достижения. Сельское хозяйство сейчас нужно активно развивать - этого требует концепция продовольственной безопасности.
А то, что будет привлечено казачество, тоже понятно: этот человеческий ресурс государство давно уже хочет задействовать максимально эффективно. Пока не очень получается. Возможно, в этот раз эксперимент удастся.
Автор: Владимир Приходько
Фото: yuga. ru
