Годовая инфляция в еврозоне в апреле была нулевой. Таковы предварительные данные статистического агентства Eurostat, опубликованные в четверг. В марте...
Читать далееКак египетский свет азии стал американской статуей свободы - bird in flight экономика екатеринбурга
Вторая половина XIX века — время научных и технологических прорывов. Казалось, нет ничего, в чём не способна разобраться наука, и ничего, что не мог бы реализовать инженер. Этим радостным восхищением был охвачен и французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, которому суждено было стать автором не самой ценной с художественной точки зрения, но определённо одной из самых узнаваемых скульптур мира.
Замысел статуи рождается у него в 1850-х под впечатлением от поездки в Египет и увиденного там монументального Луксорского храма. Гигантская фигура Свет Азии с факелом в руке должна была стать маяком
и украшением на входе во вновь построенный Суэцкий канал, символизируя прогресс, который тот несёт Ближнему Востоку, а также отсылая к Александрийскому маяку, Луксору, сфинксу и величию прошлого. Бартольди подаёт проект египетским властям.
Во-первых, изображать людей запрещает Коран. Во-вторых, зачем тратить гигантские деньги на статую? Ведь никто ещё не знает, что через полторы сотни лет экономика страны будет держаться на туризме. В-третьих, денег у Египта всё равно нет, поскольку прибыль от канала уходит западным инвесторам. У властей была масса причин отклонить проект, и акционеры Суэца тоже не собирались выделять средства: канал и без того был впечатляющей, знаменитой стройкой.
Ухо и палец статуи Свободы в натуральную величину — детали, не использованные в финальной версии монумента. Париж, Консерватория искусств и ремёсел, 1909.
Фото: Collection Roger-Viollet / AFP / East News
Когда в 1870 году во Франции была учреждена очередная (а именно Третья) республика, идею приспособить проект Бартольди подсказал писатель, учёный и политик Эдуар де Лабулэ — горячий сторонник личных, экономических и политических свобод. Он предлагает назвать фигуру древнеримской богиней свободы Либертой и отправить её в подарок одной из немногочисленных тогда демократий мира, Соединённым Штатам, к столетнему юбилею их независимости. Бартольди тут же забыл про Египет и стал говорить, что идея монумента пришла ему во время парусной прогулки по нью-йоркской гавани.
Проект понравился правительствам обеих стран, началась его реализация. Франция должна была изготовить статую, а Штаты взялись построить подобающий постамент и собрать конструкцию — по очевидным причинам подарок должен был прибыть в разобранном виде.
