У государства нет ежегодно по полтриллиона рублей, чтобы вкладывать их в модернизацию ЖКХ, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, призвав привлекать...
Читать далееЖкх_ латание дыр, на внедрение новых технологий денег не остаётся кредиты и развод
Проблемы российской жилищно-коммунальной сферы остаются в центре живейшего внимания как власти, так и общества. Все они давно известны: изношенность оборудования, низкая энергоэффективность по сравнению с иностранными аналогами, высокие тарифы.
«Огромное количество сил тратится на ремонт инфраструктуры, на латание дыр, что называется, а на перспективу и на внедрение новых технологий сил и денег не остаётся», – такая оценка прозвучала из уст главы правительства Дмитрия Медведева на совещании «О внедрении энергоэффективного оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве». Главная же проблема модернизации ЖКХ состоит, по его словам, в том, что отрасли «колоссальные инвестиции
требуются, некоторые эксперты называют цифру – порядка полтриллиона рублей ежегодно».
«Такие деньги невозможно вытащить из бюджета и невозможно переложить на потребителей. Поэтому основная, наверное, линия – это привлекать в отрасль частный капитал, создавать для инвестирования пригодные условия, стимулировать эти инвестиции. Поэтому повышение энергоэффективности и объявлено одним из ключевых направлений Стратегии развития ЖКХ на период до 2020 года», – говорит Дмитрий Медведев.
Одна из перспективных форм, по мнению правительства, привлечения частных инвестиций – это концессии.
По состоянию на май этого года, по информации из регионов, заключено 736 концессионных соглашений.
В 2015 году заключено в 2,5 раза больше концессионных соглашений, чем в 2014-м, и общий объём инвестиций, привлекаемых в рамках их реализации, увеличился примерно в 10 раз. По 271 соглашению, которые были заключены в 2015 году, частные инвестиции достигли порядка 71 млрд рублей.
Концессии работают сегодня в 35 субъектах страны.
По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня, «закреплённые в концессионных соглашениях целевые показатели по снижению аварийности и потери в сетях, повышению энергоэффективности вкупе с долгосрочным тарифным регулированием и положением о сохранении у концессионера экономии, полученной от повышения эффективности, стимулируют инвесторов к комплексной модернизации коммунальных объектов с применением современных энергосберегающих технологий и технологических решений».
Минстрой фиксирует, что по итогам реализации концессионных соглашений аварийность реально снижается. «47% – это средние данные субъектов Российской Федерации, а то, что касается потери тепловой энергии, – на 18% и воды – на 14%. Это, безусловно, показатели того, что частный инвестор совершенно иначе относится к своему хозяйству. Здесь играет роль в первую очередь долгосрочное тарифное регулирование, появляется мотивация к приобретению и установке современного оборудования», – подчеркнул Мень.
«Передача инфраструктуры в концессию должна приводить к тому, чтобы в результате этих соглашений наши граждане, люди, которые используют услуги в системе ЖКХ, получали просто лучшее качество. Коммунальные операторы в этом смысле должны работать над снижением аварийности в сетях, над внедрением энергосберегающих технологий, заниматься сбережением воды, тепловой энергии, электричества, достигать установленных показателей надёжности и энергоэффективности. И в этом направлении, конечно, у нас ситуация пока очень серьёзно отличается от европейской», – подчеркивает Д. Медведев.
Поэтому нужны высокотехнологичные оборудование и материалы. Частные капиталовложения в инфраструктуру должны стимулировать развитие современных промышленных производств.
Накануне совещания глава правительства открыл такое производство в Ногинске. Это первый завод группы компаний Wilo (одного из ведущих мировых производителей энергосберегающих насосов и насосных систем для водоснабжения) в России с уровнем локализации 30%. В перспективе уровень локализации производства будет доведён до 80–85%.
Есть ещё один инструмент поддержки отрасли – Фонд реформирования ЖКХ. С помощью этого института развиваются проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, общая их стоимость составляет более 10 млрд рублей.
Еще одним важным механизмом повышения энергоэффективности в ЖКХ являются энергосервисные контракты. Подготовлен проект федерального закона, облегчающий его применение, а также утверждены примерные условия энергосервисного договора.
Законопроект предусматривает упрощение процедуры заключения энергосервисного договора путём принятия решения собранием собственников МКД. Также предусматривается возможность включения условий энергосервисного контракта в договор управления многоквартирным домом, что позволит управляющим компаниям реализовывать мероприятия по энергосбережению во всех МКД. «Мы понимаем, что после введения этих норм в действие будет экономия, мотивация к экономии, в том числе по индивидуальным тепловым пунктам, созданию индивидуальных тепловых пунктов в домах. Это может дать серьёзный толчок в энергосервисе», – считает министр.
М. Мень также отметил такой инструмент, как повышение энергетической эффективности многоквартирных домов при проведении капительного ремонта. В 2014 году была запущена программа капремонтов, которая является крупнейшим мероприятием по модернизации жилищного фонда в стране. «Мы упорядочили сегодня работу региональных операторов капремонта, теперь необходимо перейти к новому шагу – внести дополнительные предложения собственникам помещения по проведению энергоэффективного ремонта.
Уже порядка 30 тыс. домов в рамках этой программы отремонтировано», – рассказывает министр.
Региональный оператор за счёт привлечения энергосервисных компаний должен будет провести энергоаудит домов, включённых в краткосрочные планы реализации региональной программы капремонта, и подготовить предложения собственникам помещения.
«Таким образом, при проведении капремонтов домов будут выполняться не только обязательные работы, к которым мы привыкли, которые мы знаем (их записывают в краткосрочные программы во всех регионах: ремонт крыши, замена сетей, другой инженерии), но и дополнительные мероприятия, приводящие к энергосбережению и повышению энергетической эффективности домов», – говорит М. Мень.
По его словам, министерство будет находить возможность поддержки из Фонда содействия реформе ЖКХ для тех региональных фондов капремонта, которые предлагают эту услугу. «Но она не должна навязываться, на наш взгляд, она должна быть некой альтернативой. Должны быть предложения альтернативы, и люди уже должны определяться, какой капитальный ремонт им нужен – либо традиционный, либо с применением энергоэффективных технологий, что может в конечном итоге привести к капитализации их жилья», – заявил министр.
В целях обеспечения широкого доступа к информации о наиболее эффективных технологиях Минстроем было подготовлено и осуществляется формирование справочника наиболее эффективных технологий в сфере теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и соответственно водоотведения. Теперь любой желающий на портале банкжкх. рф может ознакомиться с современными эффективными технологиями в ЖКХ, опробовать, оценить их с точки зрения потребителя.
«Этот справочник доступен не только для потребителей, но и для разработчиков – представителей бизнес-сообщества в первую очередь, научного сообщества, которые могут подать соответствующую заявку на включение подготовленных ими технологий в справочник, и после подтверждения её эффективности информация об этой технологии станет доступна на этом портале абсолютно для всех, кто туда заходит», – подчеркнул М. Мень.
Министр отметил еще одну проблему в повышении энергоэффективности – это учёт потребляемых ресурсов. Невозможно определить эффект от внедрения энергосберегающих технологий без достоверного учёта потребления коммунальных ресурсов. Задача достоверности учёта ресурсов была поставлена ещё в 2009 году с принятием федерального закона об энергосбережении, согласно которому до 1 января 2015 года все собственники жилья должны были установить приборы учёта. «Главная сегодня задача – перейти к так называемому умному учёту, снятию показаний с приборов в режиме онлайн, чтобы это было удобно для потребителя. С 2017 года также расходы на общедомовые нужды (ОДН) включаются в плату за жилищную услугу вместо коммунальной, и это, на наш взгляд, мотивирует управляющие компании внедрять именно умные системы учёта в целом по дому. Сегодня у нас есть отечественные технологии, отечественные производители, которые предоставляют продукт по достаточно адекватной цене», – рассказал М. Мень.
Сергей Тюрин ,
ТПП-Информ