Большинство игроков фондового рынка предпочитают инвестировать в так называемые «зеленые» энергетические организации. В роли альтернативы инвесторы ча...
Читать далееСолнечный «газпром» илона маска_ как миллиардер спасает компанию своих кузенов экономика древнего рима
Мы знаем, что такое Tesla Motors: производитель автомобилей и домашних аккумуляторных батарей. Компания SolarCity — крупнейший в США оператор солнечной энергетики, которым управляют кузены Маска Питер и Линдон Рив. Но они далеко не так успешны как их брат-миллиардер. Почему, и как Маск решит эту проблему?
Тридцать лет назад пять южноафриканских мальчиков решили открыть зал игровых автоматов. Детям было от 9 до 15 лет, и неудивительно, что бездушные бюрократы не позволили им реализовать задуманное. Ребят звали Илон Маск (№94 в глобальном списке Forbes, состояние $10,7 млрд), Кимбал Маск, Питер Рив, Линдон Рив и Расс Рив.
Сегодня Илон и Кимбал
Маск заседают в совете директоров Tesla Motors (производитель электромобилей и аккумуляторных батарей), а их кузены Питер и Линдон Рив управляют компанией SolarCity (крупнейший в США оператор солнечной энергетики) – и как менеджеры, и как члены совета директоров. Илон Маск к тому же владеет пятой частью каждой из компаний, руководит советами директоров обеих и является генеральным директором Tesla Motors.
В прошлый понедельник, 20 июня, Tesla Motors (текущая рыночная капитализация ~$28,5 млрд) заявила о намерении приобрести компанию SolarCity (капитализация ~$2,2 млрд). Предполагаемая сделка не предполагает никаких денежных выплат, исключительно обмен акциями. Акционеры SolarCity, если примут предложение, обменяют свои акции этой компании на акции Tesla Motors по крайне выгодному курсу. Стоит уточнить, что окончательного предложения от Tesla Motors пока не поступило, объявлено лишь о намерении Tesla Motors сделать это предложение и готовности совета директоров SolarCity его рассмотреть. Правда, Илон Маск уже анонсировал инвесторам единогласную поддержку предполагаемой сделки советами директоров обеих компаний.
Мы знаем, что такое Tesla Motors: производитель автомобилей и домашних аккумуляторных батарей. Известны и планы-цели компании на ближайшую пятилетку: построить завод по производству аккумуляторов GigaFactory и запустить массовое производство доступного электромобиля среднего класса Tesla Model 3 в масштабе 500 000 машин в год.
Про SolarCity в России известно меньше, хотя компания является безусловным лидером в США и реализует очень интересную бизнес-модель солнечной энергетики. SolarCity устанавливает клиенту, который может быть как частным владельцем дома, так и большой компанией-владельцем офисного здания, склада, завода или магазина, солнечные батареи преимущественно в кредит с ежемесячным погашением. Выгода для клиента проявляется в том, что выплаты по кредиту плюс затраты на обслуживание установки меньше, чем оплата электричества по тарифам местной энергосбытовой сети. Более того, избыточно вырабатываемая энергия продается той самой энергосбытовой сети, и доход от этой продажи может быть настолько высоким, что компенсирует выплаты по кредиту. Революция, совершенная SolarCity, состоит в том, что решение о переходе на солнечную энергию из разряда морально-этического перешло в разряд чисто экономического, и не удивительно, что число инсталляций растет год от года в десятки раз, а компания строит амбициозные планы роста как в Штатах, так по всему американскому континенту. Однако, как сказал бы кот Матроскин, чтобы поставить клиенту солнечные батареи в кредит, нужно сначала получить деньги в кредит. Для расширения компании, безусловно, нужен значительный капитал. Во-первых, для операционной деятельности – покрытие затрат на маркетинг и продажи, увеличение числа сервисных станций и служб контроля. А во-вторых, на
финансирование новых инсталляций – те самые затраты, которые клиенты будут постепенно возмещать в течение срока действия двадцатилетнего контракта.
Если посмотреть на годовые и квартальные отчеты SolarCity, то становится очевидно, что реализация планов по расширению ложится на финансы компании крайне тяжелым бременем: убыток SolarCity за 2015 год составил $650 млн при выручке $400 млн, а долговая нагрузка – $3,2 млрд.
Фондовый рынок крайне настороженно относится к перспективам компании: за год цена акций упала в три раза (1 июня год назад акции стоили $61, а в этом году – $21). Гениальная и прорывная бизнес-модель SolarCity, по сути, является бизнес-моделью кредитной организации, и для экспоненциального или хотя бы кратного роста компании нужно, чтобы пропорционально возрастал и объем привлекаемых денег. Компания активно и креативно формирует источники финансирования: выпускает «солнечные облигации», обеспеченные будущими поступлениями от клиентов, а также использует специальный механизм tax equity investing, когда инвестор получает возможность списывать налоги в размере 30% инвестиций и ускоренно амортизировать до 85% от понесенных расходов. Однако почти все «солнечные облигации» выкупила компания Илона Маска SpaceX, а tax equity investing, с помощью которого привлечена треть всего финансирования SolarCity, становится радикально менее привлекательным со следующего года, когда налоговый вычет будет отменен для частных установок и снижен в три раза для корпоративных.
Но в пафосном пресс-релизе Tesla Motors, сопровождавшем анонс, нет ни слова о том, что целью сделки является спасение планов по развитию SolarCity. Напротив, приведено пять совершенно иных резонов для сделки:
1. Объединенная компания станет единственной в мире вертикально интегрированной компанией в области чистой энергетики;
2. Объединенная компания расширит рынки сбыта продукции, объединив тех, кто хочет потреблять чистую энергию и покупает электромобили и батареи, и тех, кто хочет перейти на обеспечение себя энергией солнца;
3. Объединенная компания объединит ключевые компетенции компаний. Инженерные и технологические достижения Tesla Motors соединятся с сетью продажи и дистрибуции SolarCity;
4. Опыт инсталляции солнечных панелей от SolarCity поможет в инсталляции аккумуляторных батарей PowerWall и зарядных систем для электромобилей Tesla;
5. Объединяющиеся компании близки друг другу по корпоративной культуре.
Написанное более или менее точно повторяет предложенную гарвардским профессором Клейтоном Кристенсеном формулу анализа бизнес-моделей, с помощью которой принято рассматривать потенциальную выгоду от сделки слияния. Но все резоны, разве что кроме №5, притянуты за уши. Та небольшая синергия между двумя компаниями, которая существует, а именно установка аккумуляторов PowerWall от Tesla Energy клиентам, получающим электричество от установленных и обслуживаемых SolarCity панелей, – реализуется и без дорогостоящей сделки поглощения, а все остальные утверждения – крайне мало правдоподобны. После объявления о предполагаемой сделке цена акций Tesla Motors упала больше, чем на 10%, то есть рынок решил, что для Tesla Motors это плохая новость, а цена акции SolarCity выросла на 3%, ибо, по мнению рынка, для SolarCity сделка выгодна.
Илон Маск, конечно, вундеркинд и супермен. Он умен, энергичен и воодушевлен. Но сейчас он подбивает акционеров двух компаний к участию в азартной игре: сделать ставку на то, что он вместе с братом и кузенами справится с руководством одновременно тремя компаниями на радикально разных рынках, с радикально отличающимися бизнес-моделями, причем в момент, когда каждая из них находится в переломной точке (для Tesla это выпуск машины среднего класса, для SpaceX – возвращаемая ракета, для SolarCity – преодоление финансовой ямы). Увлекательная реинкарнация зала игровых автоматов, так и не запущенного братьями Ривз и Маск в Претории.
Микаэл Горский
Фото: utmagazine. ru
Источник: «Forbes»