Международный морской бизнес-форум SIMBF пройдет в Севастополе 3-13 июня. Об этом в четверг рассказал руководитель форума Алексей Малько. В этом году ...
Читать далееСеверный морской путь приведет инвесторов на петербургский форум 2016 - иа север-пресс - новости ямала кредиты без справки о доходах
На российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах. А при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
В Северной столице 16-18 июня пройдет очередной Петербургский международной экономический форум. Можно сколь угодно говорить о санкциях и рекомендациях западным деловым людям не ездить в диктаторскую
Россию, но интерес у большого бизнеса к ПМЭФ-2016 самый прямой. Например, впервые состоится конференция по экономическому развитию Арктики, которая в последние годы из царства вечного льда вдруг превращается в будущую житницу едва ли не всей планеты.
Вспыхнувший интерес многих государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80 процентов приходится на долю Баренцева и Карского морей. При этом вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и газа на практически неизученных зонах шельфа очень высока. По мнению экспертов, на российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах.
А еще в российской Арктике есть Северный морской путь - уникальная транспортная артерия, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Общая длина собственно Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 километров, а расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока - немного более четырнадцати тысяч километров.
При должном экономическом взаимодействии России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать не просто кратчайшим, а главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
Особого значения Северный морской путь достиг в семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века, когда объем перевозок достигал более четырех млн. тонн, например, только в 1987 году перевезли 6.6 млн. тонн. Потом было долгое безвременье девяностых - и вот, наконец, началось возрождение Севморпути. Только в 2015 году администрация Севморпути выдала разрешения на проход 697 кораблям, в том числе 124 иностранным. По словам замруководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Николая Монько, антироссийские санкции не повлияли на грузоперевозки - их объем увеличился в прошлом году на 1,2 млн. тонн и составил 5,1 млн. тонн, как в лучшие советские годы.
Северный морской путь представляет собой единственную широтную магистраль, которая связывает все арктические и субарктические регионы России, оказывая существенное влияние на развитие всего российского Крайнего Севера. Вместе с многочисленными реками, впадающими в Северный Ледовитый океан, Севморпуть формирует единую транспортную систему, обслуживающую основные промышленные комплексы арктических и субарктических регионов такие, как горно-металлургический и горно-химический комплекс Кольского полуострова, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный район, добывающая промышленность Якутии и другие. Новое развитие Северного морского пути поможет поддержать экономику приарктической зоны за счет развития обслуживающей инфраструктуры.
«Может быть, по сравнению с Суэцким каналом, транзит зарубежных грузов не столь выгоден, но развитие каботажа поможет сильно снизить госрасходы на транспортировку грузов внутри страны», - заявил глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарёв. А губернатор Тюменской области Владимир Якушев начало интенсивной эксплуатации Северного морского пути назвал «геостратегической победой России»
Но настоящую экспортную прибыль Севморпуть будет приносить в случае экспорта сырья и продукции через северные морские порты. Тем более в условиях глобального потепления, когда сезон навигации без ледоколов становится длиннее год от года. Уже построен газовый порт Сабетта на Ямале, готовы к реализации два проекта в Ненецком автономном округе - строительство глубоководного морского порта Индига и железной дороги Сосногорск - Индига. Предварительная проектная стоимость глубоководного порта составляет порядка 120 млрд. рублей, железной дороги - около 140 млрд. рублей. Всего власти РФ отобрали 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн. рублей для реализации в Арктической зоне РФ, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которая прошла в конце мая. Из этих денег почти четыре триллиона рублей - это внебюджетные источники.
В последние годы российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Кроме традиционных арктических государств большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают азиатские партнеры, в частности, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.
«Ямальский газ можно будет направить в любую точку планеты. Многофункциональность порта Сабетта позволит использовать его для экспорта по Северному морскому пути любой продукции, в том числе производимой в Тюменской области», - сказал Владимир Якушев.
В конце мая Дмитрий Рогозин дал поручение Минтрансу и Минобороны в ближайшее время создать единого оператора на Севморпути. По словам вице-премьера, необходим некий субъект, который возьмет на себя проработку всех вопросов, в том числе и вопросов, связанных с размещением заказов по судостроению.
В число наиболее перспективных и имеющих межотраслевое значение российских арктических проектов включено 17 проектов. Общий объем их финансирования составляет около 2,8 трлн. рублей. Все проекты находятся в разной степени готовности к реализации, тем не менее, они «далеко не совсем бумажные», как подчеркнул Дмитрий Рогозин. Более того, часть проектов ждет государственного решения своей судьбы, потому как для их реализации необходимо привлечение именно иностранного инвестора, пояснил он.
Все представленные проекты, по его словам, являются масштабными и системообразующими, они способны выступить в роли драйверов социально-экономического развития арктической зоны, они также обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей всей инфраструктуры - в том числе и Северного морского пути - и социальной сферы.
gorodbryansk. info от 8 июня 2016 года.