В нашей стране медленно, но стабильно, с каждым месяцем увеличиваются объемы возведения жилья. Так, если в 2013 году было построено 20,5 миллионов ква...
Читать далееОб идеологиях _ газета «день» кредиты эстония
Мы привыкли думать о них в контексте устоявшихся терминов. Правые, левые, центристы. Коммунисты, националисты, либералы... Какие-то такие привычные ассоциации возникают у людей при слове "идеология". Иногда можно услышать, что у украинской политической элиты вообще нет идеологии или же идеологий слишком много, поэтому ни одна из них не может быть доминирующей.
Но на самом деле идеологии – это не то, что мы о них думаем. Это не системы абстрактно существующих идей, которые можно усвоить, инструментализировать, включить в политическую программу и использовать как оружие для достижения власти. Идеологии принадлежат конкретным социальным группам, они возникают внутри групп, формируются на основе их практического, повседневного опыта.
Они неотделимы от этих групп – своих естественных носителей. Идеологии становятся действенными инструментами только тогда, когда помогают группам объяснить и защитить их положение, отвоевать привилегии и позиции.
"Неидеологичность" Украины объясняется тем, что у нас слишком много мелких групп, идеологии которых недостаточно четко осознаются ими. К тому же часто эти идеологии не конкурируют, а дополняют друг друга. Можно выделить немало таких идеологий. Позволю себе, на свой страх и риск, охарактеризовать несколько из них. Попутно замечу, что эти характеристики основаны на личных наблюдениях. Они не претендуют на полноту и содержат определенное обобщение. Обнародовав их, я ни в коем случае не хочу никого обидеть, а хочу только, чтобы все мы могли лучше понять особенности и обычаи нашего общества.
Итак, на мой взгляд, эти идеологии следующие:
1. Идеология бюджетников. Бюджетники – это отдельная группа людей, которые искренне верят, что государство должно платить за все. Они верят, что оплачиваемое государством рабочее место – это священное право и огромное преимущество человека, так как оно дает стабильность и практические выгоды. Они верят также, что государство должно платить зарплату даже тогда, когда нет четкого понимания, для чего существует это рабочее место. При этом бюджетники всегда чувствуют себя обделенными, свои зарплаты - недостаточными, но готовы выходить на митинги и всячески отстаивать сохранение своих рабочих мест.
2. Идеология руководителей бюджетных организаций. Ее носителем является отдельная, вполне определенная группа людей. Она в основном разделяет установки, указанные выше, и верит в то, что государственные предприятия – это своего рода священная корова, которую ни в коем случае нельзя убивать. Ее нужно хранить, прежде всего, ради социальной стабильности. Даже если некоторые, особенно проницательные руководители и сомневаются в перспективах бюджетных учреждений в условиях свободного рынка, их морально поддерживает ощущение того, что за ними стоят сотни и тысячи работников, которые не хотят терять свои рабочие места. По праву они чувствуют себя представителями этих людей, защитниками их законных интересов. Это придает им уверенности в отстаивании права на существование своих предприятий.
При этом они естественным образом воспринимают свои организации как бизнес, успех которого требует вполне реальной предприимчивости и сообразительности, способностей, которыми обладает не каждый. Обязательным, в частности, является умение договариваться с чиновниками, просить, кланяться, убеждать, иногда – покупать. Конечно, этот бизнес имеет свои неудобства и сложности, свои тонкости и риски. Но это бизнес. В целом идеология руководителей бюджетных организаций – это идеология государственного бизнеса.
3. Идеология чиновников. В ее основе лежит вера в то, что людей надо контролировать и ограничивать. Согласно этой идеологии, ни одному человеку нельзя давать слишком много свободы, потому что люди по своей природе слишком жадные и нечестные. Поэтому контроль, контроль и еще раз контроль! К тому же, как известно, жадность постоянно побуждает людей зарабатывать деньги. Если позволить им делать это бесконтрольно, без соответствующих жестких ограничений и четких обязательств, то они очень быстро разбогатеют, обнаглеют и перестанут делиться с государством своими доходами. Собственно, в этом и есть основная цель чиновничьей корпорации – заставить людей делиться. Настоящая причина, почему так происходит, никак не связана с чьими-то личными злыми намерениями. Дело в том, что у чиновников всегда много интересных идей и программ деятельности, на которые им нужны деньги. Это самые разнообразные программы – от выплат пенсий до поднятия зарплат бюджетникам. Много, много различных программ. Чтобы получить деньги на эти программы, нужно проявлять предприимчивость, смекалку, а иногда настоящий креатив. В частности, почти постоянно нужно выдумывать правила и ограничения, которые будут стимулировать граждан делиться своими доходами. К тому же правила и ограничения нужно выдумывать всегда новые, потому что люди учатся их обходить и из-за этого они быстро теряют эффективность.
Единственная категория людей, которой чиновники доверяют, это руководители бюджетных организаций. Так уж повелось, что между этими группами есть определенные точки соприкосновения и взаимопонимания. Одни поддерживают других. Хотя идеологии у них отличаются, но уровень доверия между ними достаточно высок.
4. Идеология общественных активистов. Общественные активисты - это отдельная группа людей, которая у нас уже сформировала собственную идеологию. Общественные активисты верят в то, что они знают, что не так в нашей стране и как это исправить. Правда, основные их рецепты по исправлению того, что не так в стране, сводятся к тому, что надо заставить «власть» что-то сделать или на что-то выделить деньги. На критике «власти» общественные активисты зачастую зарабатывают себе политический и имиджевый капитал. Собственно, это не так уж и сложно, так как «власть» у нас, как известно, либо ничего не делает, либо делает что-то не то. Иногда общественные активисты разрабатывают вполне конкретные проекты для реформирования каких-то секторов, входят в рабочие группы, проводят исследования. Однако, интересный момент, их рецепты либо трудно воплотить в жизнь, либо внедрение их не дает ожидаемых результатов. Это происходит потому, что общественные активисты во многом изолированы от тех общественных групп, проблемы которых они пытаются решить. Несмотря на некоторые исключения, которые, несомненно, существуют, основная деятельность общественных активистов и их организаций направлена на поиск спонсоров и попытки их заинтересовать. Поскольку спонсорами (а, значит, и заказчиками) часто выступают не те группы, проблемы которых нужно решить, а зарубежные фонды или какие-то совсем другие лица, то основной целью становится не эффективность предложенных проектов, а умение коммуницировать со спонсорами, усвоение понятного для них языка и терминологии, овладение соответствующими навыками позиционирования себя в медиапространстве, public speaking и так далее. Эти маркетинговые технологии во многом определяют корпоративную культуру наших общественных активистов, по крайней мере, наиболее заметной их части.
5. Позволю себе выделить еще идеологию мелкого и среднего частного бизнеса. Она также существует в нашем обществе. Только это не та классическая либеральная идеология, основанная на вере в то, что свобода частного бизнеса является фундаментом благополучия страны. Нет, нет и еще раз нет. Наш бизнес в это не верит. Наоборот, у многих представителей частного бизнеса можно наблюдать вполне социалистические взгляды, особенно, что касается роли государства, социальных гарантий и тому подобное. Необходимость заниматься частным бизнесом эти люди считают скорее неким недоразумением, которое сложилось в силу того, что в бюджетном секторе не хватило рабочих мест. При этом самоощущение бизнеса в нашей стране - это самоощущение людей, которые всегда чувствуют себя виновными. Да и как еще они могут себя чувствовать, если большинство вокруг склонно считать их деятельность сомнительной с моральной стороны?
Естественное отношение налоговиков и контролирующих органов к бизнесу – как к преступникам, если не реальным, то потенциальным. Оно диктуется, собственно, самой идеологией чиновников, призванной оправдать существующие в их системе технологии контроля над обществом. Но почему-то идеология этой отдельной группы почти магическим образом воздействует на наше общество. Это видно по тому, как часто именно частный бизнес считают виновным в различных социальных бедствиях, любые правонарушения или трудности в сфере частного бизнеса раздуваются в СМИ и в массовом сознании как свидетельство его "преступности" и нравственной сомнительности. Этим занимаются все, кто только может - от региональных СМИ до депутатов, которые делают заявления о "произволе частных фирм" на их округах.
На практике все это привело к тому, что наш частный бизнес живет в полной уверенности в том, что деньги в этой стране можно зарабатывать только под покровительством влиятельных чиновников или оставаясь «в тени», что иначе бизнес вообще не делается, и именно в этом, а не в рыночной конкуренции заключаются основные риски бизнеса. Идеология нашего бизнеса - это идеология уставших людей, положение которых всегда было слишком ненадежным.
Впрочем, следует отметить, что в последнее время наблюдаются некоторые положительные тенденции. В публичном дискурсе о бизнесе стали чаще говорить как о «налогоплательщиках» и «создателях рабочих мест», что, наверное, должно было бы вызвать уважение, если бы не звучало так утилитарно. Появляются медиа и общественные организации, готовые представить бизнес в положительном свете. Да и сами представители бизнеса понемногу пересматривают свои взгляды на жизнь в этой стране. Однако, по моему скромному мнению, этого слишком мало для того, чтобы предприимчивость и инициатива, по природе присущие частному бизнесу, действительно смогли сыграть заметную роль в экономическом возрождении нашей страны.
Конечно, все это не полный перечень идеологий, которые сформировались в нашем обществе. Возможно, кому-то захочется его дополнить. Возможно, кто-то будет считать мои оценки слишком резкими или ошибочными. Пусть так. В конце концов, каждый имеет право на свое мнение.