Сегодня отечественный бизнес плотно работает с юридическими компаниями – кому-то, например, необходима смена юрадреса, кто-то хочет грамотно провести ...
Читать далееПредприниматели активно пользуются услугами юристов. И в этом нет чего-то удивительного, ведь вести бизнес без регулярной юридической помощи практически нереально. Даже создать с ноля предприятие без неё невозможно. Одни бизнесмены нанимают специалистов в юриспруденции для того, чтобы взыскать задолженность с должников, другие – чтобы зарегистрировать ООО, а третьи – чтобы закрытие НКО прошло без каких-либо проблем. Очень востребована сегодня ликвидация фонда через суд, так как в последние годы активно создавались некоммерческие организации в сфере культуры, образования, благотворительности. Процедура эта сложная и трудоёмкая, поэтому без квалифицированных специалистов не обойтись. И надо чётко понимать, что сотрудничество начинается с правильного коммерческого предложения.
Коммерческое предложение – это визитная карточка юридической компании, а грамотно написанное коммерческое предложение – сертификат на совершение сделки с клиентом. Конечно, фраза «отправьте ваше коммерческое предложение» обычно звучит как толерантное прощание, но всё же для многих бизнесменов оно является важным звеном для начала работы с той или иной юридической фирмой. Использовать этот инструмент надо тогда, когда есть предпосылки для сотрудничества. В этом случае надо потенциальному заказчику предоставить общую информацию о тех или иных видах услуг. Второй случай – это когда коммерческое предложение направляется после завершения переговоров. Это более наполненный пропоузал с предоставлением данных по урегулированию тех вопросов, которые интересуют клиента (возможно с несколькими вариантами решения). Без формальной процедуры можно обойтись, когда чётко виден единственный путь решения проблемы. Он озвучивается при переговорах.
Подготовкой коммерческого предложения обычно занимаются юристы департамента, непосредственно занимающегося проблемами, с которыми обращаются клиенты. Во многих юридических компаниях есть заранее наработанные коммерческие предложения, в которых остаётся только изменить реквизиты получателя. В случае, когда запрос клиента в чём-то отличается, нужно потратить время для формирования позиции и её освещения. Количество затраченного времени зависит от объёма дела, выявленных нюансов и может колебаться.
Чтобы подготовить любой пропоузал, юристы часто используют так называемый «скелет», который совместно с маркетологами они создали. В процессе его разработки девизом является фраза «чётко и понятно». Чтобы быть прогрессивными на рынке юриспруденции и идти в ногу со временем, по меньшей мере раз в год нужно обновлять не только вид коммерческого предложения, но и много других составляющих, связанных с выгодной продажей своих услуг.
Как правило, коммерческое предложение включает информацию о практике, ставки и примеры успешных проектов. Документ желательно составлять на наиболее приемлемом для адресата языке, а информацию подавать сжато, но содержательно. Примеры из портфолио должны быть корректными («нашим клиентом является фармацевтическая компания, поэтому имеем опыт работы на рынке медицинских услуг», хотя на самом деле «мы консультировали фармацевтическую компанию по корпоративным вопросам»). Желательно избегать таких штампов, как акцент на соблюдении сроков и качества – с точки зрения клиента это не особенность отдельного фирмы, а стандарт работы любого подрядчика. В то же время целесообразно выделить характерную особенность фирмы – например, использование иностранного языка или наличие патентного поверенного в команде. При подготовке адресного коммерческого предложения желательно учесть особенности конкретного клиента. Информацию о стоимости услуг нужно предоставлять достаточно прозрачно: каким образом формируется цена, что включено в оплачиваемые часы (время ожидания в государственном органе и время в пути), какие составляющие оплачиваются отдельно, учтены налоги или нет. Важную роль играет визуальная подача документа (дизайн, грамотность, форматирование).