Сначала всегда происходит процесс лицензирования банков. В наиболее развитых странах банки должны получить лицензию на осуществление банковской деятел...
Читать далееБанковский надзор как структура сравнительно новая. Поэтому и проблем на стадии ее становления хватает, особенно в регионах. Одна из них, причем самая главная – кадровая. Например, по состоянию на начало года отделы и сектора банковского надзора в региональных управлениях укомплектованы кадрами в среднем лишь на 80%. Не хватает в основном специалистов бухгалтерского учета. Наверное, отсюда вытекают и другие проблемы. Так, например, не всегда и не везде на местах ежедневно контролируется состояние корреспондентских счетов банков, а проверки, которые должны осуществляться по плану определенным департаментом банковского надзора НБУ, иногда не отличаются качеством. Волнует и то, что областные управления избегают принимать самостоятельные решения, которые входят в их компетенцию. Одновременно и НБУ остается в неведении, что происходит на местах, ведь информация о нарушениях действующего законодательства и об ухудшении финансового состояния банков поступает не всегда своевременно. Ведь если бы использовалась качественная служба доставки, то проблем бы не возникло. А так вопреки предупреждениям НБУ относительно контроля со стороны областных управлений по информации (между данными, переданными по электронной почте, и данными, изложенными на бумаге, случаются различия) все остается так, как было. В результате НБУ не имеет возможности делать реальные выводы.
Что же является причиной различий в одних и тех же информациях? Во-первых, неполная их передача по электронной почте со стороны коммерческих банков. Во-вторых, региональные управления НБУ просто не в состоянии проконтролировать тождество всех балансовых данных коммерческих банков, переданных бумажными носителями и электронной почтой.
Нельзя закрывать глаза и на уровень исполнительной дисциплины со стороны региональных управлений при представлении форм отчетности. Так, некоторые управления не подали информацию относительно мер, принятых в отдельных банках в связи с нарушениями нормативов и относительно размеров взысканных штрафов, задержали представление балансов некоторых коммерческих банков на несколько дней. А отдельные областные управления, воспользовавшись своей властью, самостоятельно освободили банки от штрафов за нарушение экономических нормативов, а это, как известно, противоречит банковскому законодательству.
На основании документов, представленных региональными управлениями в НБУ, можно определить ряд недостатков относительно формирования банками уставных фондов (УФ):
- отсутствие собственных свободных средств у соучредителей банка;
- отсутствие аудиторских заключений о финансовом состоянии акционеров банка;
- формирование УФ за счет других фондов банка и нераспределенной прибыли;
- отсутствие справок налоговых инспекций о наличии у физических лиц – акционеров банка доходов, достаточных для осуществления взноса в уставный фонд банка;
- неполная информация об уплате каждым соучредителем банка взноса в него УФ;
Одним словом, проблем на уровне регионов хватает. Так что решать их – ключевая задача и областных управлений НБУ, и самого Национального Банка Украины.