Многие хотели бы зарабатывать трейдингом, так как в глазах людей (особенно в наше время общедоступного интернета) такое занятие не только подразумевае...
Читать далееГде моё призвание? Ищем путь в профессии Кем хочешь стать?
«К сожалению, понятие профориентации в системе школьного образования в последнее десятилетие было утеряно. Вся работа сводилась к тому, что с 9-го класса в школу приходили представители учреждений профобразования и звали поступать именно к ним. Но этого явно недостаточно», - считает Игорь Захаров, руководитель сектора науки, высшего и среднего профессионального образования министерства образования Нижегородской области.
Такое положение дел вполне объяснимо. 10-15
лет назад предприятия не были заинтересованы в целевой подготовке кадров - много было специалистов ещё с советской школой, и при низких объёмах производства кадров хватало, считает Сергей Рыбаков, замдиректора по персоналу Нижегородского машиностроительного завода. Но те времена прошли, промышленность наращивает мощности, и рынку требуются новые кадры. Возникает вопрос: где их взять?
«По сути, заниматься с ребёнком профориентацией, пытаться разобраться, к чему лежит его душа, нужно с детского сада, - уверен Игорь Захаров. - В старших классах уже слишком сильно влияние родителей, телевидения, Интернета, соцсетей. Поэтому большинство детей выбирает гуманитарные науки, в то время как, по разным исследованиям, у 60% школьников есть склонность к технике. Но из 15 тыс. выпускников школ региона в прошлом году физику на ЕГЭ выбрали только 4 тыс. человек. О чём это говорит? Можно предположить, что детей настроили неправильно. В итоге они будут работать менеджерами и мучиться, а могли бы стать талантливыми конструкторами».
Выбор за вами. Кто пойдёт работать на предприятия региона?
Недавно в нижегородском лицее № 8 прошла городская техническая олимпиада, где школьники представили свои научные проекты.
«Школы сегодня с удовольствием участвуют в таких соревнованиях. В нынешнем году только пятиклассники презентовали 28 научных разработок. Ребята из начальной школы принесли такие занимательные технические творения! Их создания ездят, мигают, рычат. И дети с таким энтузиазмом борются за призовые места! - улыбается Марина Бушуева, декан факультета довузовской подготовки Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. - Главная задача - такими мероприятиями дать детям понять: то, чему их учат в школе, применимо в жизни. Физика, математика, информатика - это не абстрактные знания, которые никогда не пригодятся. Именно они позволяют создавать тех же роботов. Когда школьники это понимают, они искренне удивляются и загораются техническим творчеством. Разумеется, это позволит им в будущем выбрать технические направления в вузах».
«Сегодня на смену профориентации идёт профессиональная самоидентификация ребёнка. Дайте школьнику возможность определиться, чем он хочет заниматься, а рыночная экономика всё расставит по местам - покажет, какая профессия актуальна в данный момент», - говорит Игорь Захаров.
«Нужно популяризировать науку у детей. Иначе доходит до того, что современное поколение порой путает - Земля вращается вокруг Солнца или, наоборот, Солнце вокруг нашей планеты! Есть вопросы к преподаванию физики в школе, астрономии там вообще нет. Поэтому вместе со школами функцию продвигать науку берут на себя вузы, - рассуждает Никита Авралёв, проректор по связям с общественностью ННГУ им. Лобачевского. - Ребёнку надо привить любовь к познанию мира - через эксперименты, через создание даже простейших роботов, через разработку проектов… Чтобы всё это дети делали своими руками».
Кстати
В Нижегородской области планируют ввести дополнительную квалификацию для воспитателей детских садов, которых научат заниматься с малышами техническим творчеством. Вот вам и профориентация с детского сада.
И раз в 2018 году по новым профстандартам вас уже не примут на работу без профильного образования, к выбору вуза или техникума нужно подходить очень серьёзно, считает Сергей Рыбаков. Так что предприятия начинают работу с будущими кадрами «с младых ногтей». Многое идёт из семьи: если папа или мама успешно трудятся на производстве, дети часто идут по их стопам, так образуются трудовые династии.
Отличники и хорошисты нарасхват - им предприятия предлагают целевое направление для поступления в вуз, стипендию от завода, куда после диплома вчерашний студент придёт на работу.
На предприятиях региона работают базовые кафедры нижегородских университетов. Студенты не только получают там фундаментальные знания, но и знакомятся со спецификой конкретного производства.
«Вузы корректируют учебные планы с учётом требований работодателей, меняют целые курсы, чтобы дать студентам актуальные знания. Более того, по действующим стандартам к преподаванию в высших учебных заведениях должны привлекаться ведущие специалисты профильных предприятий. К примеру, одно из требований к реализации образовательной программы по направлению подготовки «Строительство» - от 5 до 20% преподавателей должны быть действующими сотрудниками строительных фирм. Всё это поможет выпускникам стать конкурентоспособными и успешно трудоустроиться», - уверена Светлана Лихачёва, ответственный секретарь приёмной комиссии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
На экскурсиях школьники видят, каким высокотехнологичным и наукоёмким стало производство. Прокопчённые тёмные цеха, рабочие по локоть в масле, в грязных спецовках - эти картины остались в глубоком прошлом. Современное оборудование требует подчас вузовского образования, а уровень зарплат на заводах порой в разы превышает среднюю оплату труда в области, достигая 60-70 тыс. рублей в месяц.
© 2016 ЗАО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Николай Зятьков. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ. ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ. ru Владимир Шушкин.
Все права защищены. Использование материалов и частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www. aif-nn. ru.
Публикации, обозначенные рубрикой «Новости компаний», печатаются на коммерческой основе. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.