Украинский трек_ поиск алгоритмов решения продолжается _ политком. ру федулова с ф финансы учебное пособие

Украинский трек_ поиск алгоритмов решения продолжается _ политком. ру федулова с ф финансы учебное пособие


29.06.2016 | Александр Гущин Украинский трек: поиск алгоритмов решения продолжается


Одной из главных новостей на прошлой неделе, касающихся постсоветского пространства, помимо саммита ШОС в Ташкенте и переговоров по Нагорному Карабаху, стал визит помощника госсекретаря США Виктории Нуланд в Киев и Москву, ее переговоры с представителями высшего украинского руководства и встреча с Владиславом Сурковым в Москве.


Сам визит проходил на сложном политическом фоне – с одной стороны, идет трудный процесс поиска взаимоприемлемого решения относительно начала выполнения политической части минских соглашений, а с другой, ситуация на Донбассе в последние

недели вновь обострилась. Визит Нуланд не стоит рассматривать как какой–то прорыв, это скорее рабочая поездка, в ходе которой американская сторона сначала посещает Киев, уточняет позицию украинской стороны, координирует с ней свою позицию, вероятно, оказывая при этом на Киев определенное давление, и потом взаимодействует с Москвой. В целом же сегодня вокруг Украины и урегулирования конфликта на Юго-Востоке страны можно выделить несколько основных трендов.


Первый из них касается нарастания общей усталости от украинского кризиса в Европе и желания ряда европейских стран настойчиво добиваться смягчения антироссийских санкций. Особенно ярко это желание из крупных государств проявляет Италия, в несколько меньшей степени, но тоже довольно явственно – Франция, парламент которой даже принял известное, ни к чему не обязывающее, но тем не менее симптоматичное решение. К такому повороту европейские страны подталкивает не только усталость от конфликта или же потери от применения санкционных механизмов со стороны Европы и России, но и внутренняя ситуация в ЕС, которая в еще большей степени обострилась после референдума в Британии о выходе из Евросоюза.


Второй важный тренд связан с США, которые, хотя и не являются непосредственным участником нормандского формата, но безусловно оказывают определяющее влияние на внешнеполитический курс Киева. При этом Вашингтон не может не учитывать позицию европейских партнеров, особенно в контексте кризиса вокруг выхода из ЕС Британии и переговоров по Трансатлантическому партнерству, а кроме того, очевидно, рассматривает украинский вопрос уже и с точки зрения внутренней повестки.


Урегулирование кризиса, зная американские реалии, конечно, не может оказать решающего воздействия на рост популярности кандидата от демократов, но администрация Белого дома наверняка бы хотела, чтобы до конца года, по крайней мере, в каком-то виде мирный процесс получил свое развитие. Белый дом, прежде всего имея в виду отношения с Европой и Россией, вряд ли хочет оставлять ситуацию следующей администрации в таком состоянии, в котором она находится сейчас.


Третий аспект – это сама позиция Украины. Для Украины ситуация вокруг урегулирования конфликта только на первый взгляд может казаться выигрышной, с той точки зрения, что наличие замороженного конфликта при условии поддержки со стороны Запада, конечно, выгоднее Киеву, чем Москве. Последняя должна будет в этом случае в долгосрочной перспективе обеспечивать жизнеспособность ДНР и ЛНР самостоятельно и не сможет реализовать свой сценарий реинтеграции самопровозглашенных республик в Украину. Но Украина сама по себе, при всем ее важном значении, не может быть в современной социально-экономической ситуации самостоятельным игроком, многое зависит от того, получит ли она осенью новый транш МВФ, и от ряда других факторов.


Кроме того, политическая линия Киева строится во многом вокруг темы санкций, даже частичное смягчение санкций означало бы политическое поражение Киева. А опасаться Киеву в этом плане действительно есть чего. В последнее время уже не только маргинальные политики или представители бизнес-элиты стран ЕС, но и ведущие политики и государственные деятели таких стран, как Австрия, Германия, Франция, высказываются о необходимости смягчения санкций. Таким образом, они зондируют почву относительно изменения того, что для Киева является самым важным – плотной сцепки между наличием санкций против России и полным выполнением минских соглашений. При это ключевое слово здесь – «полным», так как полное выполнение предусматривает передачу границы.


Сейчас же вероятно появление предложений, и таковые уже звучат, о том, что частичная отмена санкций может быть осуществлена поэтапно, в увязке с поэтапным выполнением минских соглашений. Вероятность сегодня такого варианта мала – санкции продлены. Но в конце года, когда наступит очередной раунд рассмотрения вопроса об их продлении, такая умеренная позиция может возобладать, и далеко не однозначно, что американцы будут упорствовать и стоять до последнего, они вполне могут «ослабить поводок» и позволить европейцам поварьировать с санкциями.


Сегодня, когда урегулирование в духе Минска не может обойтись без дополнительного инструментария и когда стало очевидно, что в существующем виде минские соглашения могут быть только рамочным документом, именно вопрос о выборах на Донбассе стал ключевым вопросом, вокруг которого идет обсуждение на различных уровнях. Украина, взяв на вооружение российскую позицию о том, что реализация минских соглашений должна идти попунктно, доказывает необходимость сначала полностью урегулировать вопросы, связанные с разведением сторон, обменом пленными и безопасностью, а также настаивает на боле полном участии сил ОБСЕ с оружием в модерировании ситуации.


Россия выступает за то, чтобы политическая часть и вопросы безопасности решались синхронно. А что касается ОБСЕ, то Москва готова пойти на определенные тактические уступки, как, например, присутствие сил ОБСЕ с легким оружием в точках складирования оружия и на линии разграничения, но не на всей территории или тем более на границе.


Украина очевидно подвергается довольно серьезному воздействию со стороны не только европейцев, но и американцев, однако и у Запада ресурс в данном случае довольно ограничен. Конечно, Запад и сам президент Порошенко, вероятно, хотели бы как можно скорее провести закон о выборах в Раде, запустив политическую часть минского процесса. Тем не менее, само по себе такое голосование, по мнению многих в Украине, является предательством, и вопрос заключается в том, в какой степени подобное голосование в Раде может закончиться позитивным результатом и не взорвет ли оно внутриполитическую ситуацию в стране. Уверенного ответа ни на один, ни на другой вопрос пока нет. Во всяком случае ясно, что голосование по закону о выборах несколько легче, чем голосование по особому статусу Донбасса и изменениям в Конституции, особенно имея в виду наличие в Раде фракций и групп, которые могут за определенные бонусы дать свои голоса. Однако позиция Народного Фронта в этом случае может быть достаточно жесткой, поскольку в такой жесткой позиции может появиться определенный ресурс для его возрождения как политической силы – соответствующие высказывания лидеров Народного фронта уже появились. Кроме того, непредсказуема реакция радикальных политических организаций, тогда как временная внутриполитическая стабильность для президента и его заокеанских партнеров сегодня очень важна, и повторение прошлогодней ситуации под Радой не входит в их планы. Сомнительно, чтобы сценарий неожиданного голосования в Раде 14 июля без предварительной проработки был бы реализован, тем более имея в виду последние заявления канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что пока выборы на Донбассе проводить невозможно, а также принимая во внимание невозможность согласовать целый ряд параметров в самом законе о выборах.


Конечно, в недрах президентской администрации концепции и проекты закона прорабатываются, более того они прорабатываются и на международном уровне, и в том числе являются ключевым вопросом переговоров Нуланд в Киеве и Москве. Но пока ряд положений, которые предлагаются украинской стороной, явно не могут устроить самопровозглашенные республики и Россию, и дело движется с большим трудом. При этом Украина не может сейчас прибегнуть к такому шагу, как принятие закона в редакции, выгодной только ей. Без согласия Запада, пока не дающего отмашки на такое решение, которое само по себе вело бы к заморозке конфликта, принятие его невозможно. В нынешней же ситуации, вероятно, поиск компромисса будет продолжен, но говорить с уверенностью о том, что выборы могут состояться в ближайшие месяцы пока явно преждевременно.


 Александр Гущин  – доцент РГГУ


Версия для печати



Украинский трек_ поиск алгоритмов решения продолжается _ политком. ру федулова с ф финансы учебное пособие

03.10.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2018 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика