Несколько лет кредитного бума (а он, судя по всему, сохранится и в наступившем году) заставили специалистов все чаще обращаться к проблеме кредитного ...
Читать далееЖурналист - это посредник между миром информации и обществом, журналистика не должны быть оценочной - твердят преподаватели всех журфаков страны, но почему-то, покидая альма-матер, большинство акул пера эти постулаты забывает. Ну, либо игнорирует, поскольку, как это ни печально, но сенсационность сейчас популярней объективности.
Забывая о своем главном предназначении - сообщать людям объективно поданную, истинную информацию, многие СМИ зачастую вводят аудиторию в заблуждение - сознательно или невольно. Путаницы добавляет обилие ненадежных источников в социальных сми, которые
получают все больший вес. Ориентируясь на представленную в блогах и на форумах информацию, самые серьезные издания зачастую подвергают опасности собственную репутацию.
Блогер не лицензировался как СМИ, не связан журналистской этикой, не обязан верифицировать представляемые факты и может исказить их как угодно - намеренно или случайно. Однако зачастую понимание этого не удерживает журналистов от оперирования непроверенной информацией.
Учитывая силу воздействия СМИ на сознание людей, последствия могут быть самыми печальными - от корпоративных скандалов до обрушения экономических показателей, от опасных массовых заблуждений до трагедий, созданных паническими настроениями.
Достаточно вспомнить ситуацию с лихорадкой Эбола, опасность которой, как теперь говорят, была серьезно преувеличена. Разумеется, кому-то такие сенсации выгодны - например, фармацевтическим компаниям, но концов не найти, и разграничить, а уж тем более разоблачить преступную небрежность и преступный умысел не представляется возможным.
Впрочем, иногда это удается, когда речь идет о коммерческом секторе. Часто в таких случаях ситуация не исчерпывается опровержением и некоторым количеством саркастичных твитов - и тому или иному изданию приходится отвечать за поспешность в выводах перед судом.
Откровенно заказные или написанные под влиянием дезинформации статьи способны не просто серьезно навредить деловой репутации компании. Например, публикация в Газете. Ру относительно проверки ЦБ РФ, по итогам которой могло быть принято решение о санации банка Уралсиб, создала реальную угрозу дестабилизации российского банковского рынка и финансово-экономической ситуации в стране в целом: http://ria. ru/incidents/20150310/1051714293.html.
Еще один пример подобной ситуации - иск Уральского завода противогололедных материалов к интернет-изданию За рулем, которое опубликовало целый цикл содержащих недостоверную информацию статей о продукции завода: http://www. zr. ru/content/articles/736103-oproverzhdenie/. Речь здесь снова не только и не столько о репутационных рисках крупного предприятия. Оперирование СМИ непроверенными фактами и небрежность в подборе терминов (под названием "Бионорд" авторы "За Рулем" часто имели ввиду другие смеси) оборачивается созданием в корне неправильного общественного мнения (все реагенты - это яд).
И если привлечь к ответственности клеветников не так сложно, то изменение массового сознания, уже сформированнного не соответствующими истине "авторитетными" утверждениями - это дело на годы и годы...
Мы сознательно не приводим примеров, связанных с украинской тематикой - если вы следите за новостями, то, без сомнения, сами сможете без труда припомнить с десяток. Не зря говорят, что самые ожесточенные и ответственные сражения сейчас проходят на информационных фронтах.
Как избежать влияния? Помните об этом, обращайтесь к разным источникам, изучайте разные мнения - и не принимайте безоговорочно на веру того, что пишут и говорят СМИ.
Общественная журналистика приобретает мощные воздействия, трактуя новые способы массовой коммуникации как альтернативные и демократические медиа. Посмотрим на материалы Н. Фентон "медиативная надежда: новые медиа, политика и сопротивление", П. Ватикиотиса "Демократический публично-медийное пространство и альтернативные медиа", А. Андерсон "Альтернативные медиа / альтернативная публичная сфера" и Ю. Филипповский "Роль масс - медиа в новой трансформации украинского общества ". Все они размещены на специализированном сайте "Альтернативные медиа и новые публичные окружения". В этих публикациях говорится о возобновлении идеи публичной сферы в идеальном варианте, вне всяких границ, когда никто не будет мешать обществу активных индивидов продуцировать новые идеи и воплощать их в жизнь.
Тренинг «Интернет-журналистика и особенности написания текстов для интернет-СМИ»