Кто такие компании-«единороги» и стоит ли в них вкладывать_ деньги живые обои

Кто такие компании-«единороги» и стоит ли в них вкладывать_ деньги живые обои


Вы наверняка слышали о единорогах – мифических животных, которые часто встречаются в средневековых легендах и сказках. В августе 2015 года единороги неожиданно перекочевали из сказок в реальную жизнь. Правда, уже в качестве термина. Венчурный предприниматель и владелица Cowboy Ventures Эйлин Ли в своем эссе назвала «единорогами» стартап-компании, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет. Термин пришелся по вкусу инвесторам из Кремниевой долины и вот мы уже имеем более 229 «единорогов» с общей стоимостью $1,3 трлн. Согласно Insider Pro, мессенджеру WhatsApp понадобилось около двух лет, чтобы достичь отметки в $1 млрд, Uber – примерно 2,2 года, производителю электрокаров

Tesla – чуть больше четырех лет. Для сравнения: стандартной компании из списка Fortune 500, чтобы выйти на капитализацию в $1 млрд, нужно порядка 20 лет. «Единороги» стали россыпью появляться на рынке, а их быстрой рост только подтверждает мифы о волшебных существах.


Год единорога


Согласно отчету Spoke Intelligence и VB Profiles, в прошлом году к толпе единорогов примкнула 81 компания, включая одного «десятирога» (decacorn) – стартап с рыночной стоимостью в более чем $10 млрд. Видимо, суммой капитализации в $1 млрд уже никого не удивишь. В тройку лидеров сегодня входят сервис по вызову автомобиля Uber, производитель смартфонов Xiaomi и сервис для онлайн-бронирования жилья Airbnb. Первые два все время стремятся обогнать друг друга. В прошлом году китайского производителя софта, смартфона и «умного» велосипеда Xiaomi американское издание The Fortune именовало не иначе, как «короля единорогов», хотя в этом году в списке лидирует Uber.


Количество новых единорогов растет чуть ли не в геометрической прогрессии. За десятилетний период (с 2003 по 2013 год) в мире появилось всего 39 новых «единорогов», в то время как сегодня их количество насчитывает уже 229. Такие данные приводит в своем отчете Venture Beat. Что и говорить, единороги «размножаются» не хуже кроликов. Технический директор Kepler Analytics Том Якобс отмечает, что рынок переживает бум стартапов, когда на рынке все больше появляются компаний по типу Delivery Hero – сервис по доставке еды – или Instacart – сервис по доставке еды из магазина в течение часа. «Не удивлюсь, если следующим крупнейшим стартапом окажется какой-нибудь Uber для печенья», – написал он в своей колонке для TechCrunch.


Вымирающий вид


Вслед за термином unicorn (единорог, – прим. ред.) появился другой неологизм – unicorpse. В вольном переводе на русский он звучит как «труп единорога» или в более мягком его значении – «умирающий единорог». Видимо, под очарование мифических парнокопытных попадают не все. Так, для любителей апокалиптических разговоров о судьбе стартапов, которые также вскоре могу стать не более чем мифом, нет лучшей мишени для критики, чем компании-«единороги». Например, венчурный инвестор Марк Андрессен в Twitter заявил, что «стартапы с высокой скоростью сжигания капитала будут «испаряться»». Билл Гурли, партнер фонда Benchmark, в прошлом году отметил, что «абсолютное отсутствие страха» приведет к появлению «мертвых единорогов». Происходит это, потому что со временем волшебный флер вокруг «единорога» рассеивается и перед нами предстает далеко не сказочная картина: технологические стартапы переоценены, а в секторе раздувается «пузырь», который грозится вот-вот лопнуть.


Претендентом на вылет также может стать Palantir, который занимается производством программного обеспечения и работой с bigdata (большие объемы данных, – прим. ред.). Загадочный стартап Кремниевой долины, которому приписывают создание программы по помощи в поиске Усамы Бен Ладена, не может найти себе корпоративных клиентов. В прошлом году сделки с тремя гигантами – Coca-Cola, American Express и NASDAQ – сорвались, а производитель конфет и шоколадок Hershey’s заявил, что «не увидел пользы от Palantir в 2015 году». Все больше становится заметно, что ценность таких компаний снижается: «единороги» девальвируются и теряют свою волшебную силу. Из-за переоценки стоимости активов такие компании не всегда становятся коммерчески успешными, а венчурные инвесторы – суперзвездами в этом бизнесе.


Смерть компании-«единорога» не так сложно себе представить: проекты останавливаются, а сотрудники покидают свои рабочие места, в лучшем случае переходя в другие компании, которые заняты работой над аналогичными проектами. Но в отличие от кризиса в том же 2008 году у сотрудников нет никаких способов страхования от дефолта в случае краха «единорога». Однако в погоне за быстрыми деньгами выбрать следующего «единорога» выглядит куда перспективнее, чем инвестировать в компанию с консервативной моделью бизнеса.


Будь у вас возможность и средства стать венчурным инвестором, куда бы вы предпочли вложиться – в долгоиграющую Microsoft или в «единорогов» типа Airbnb или Snapchat?


При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на деловой портал Kapital. kz в первом абзаце обязательна.


Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.


Uber компании единороги unicorn


16.06.2016 • 06:47 1060



Кто такие компании-«единороги» и стоит ли в них вкладывать_ деньги живые обои

09.10.2016

Похожие записи

Copyright © 2014 - 2024 credits-dengi.ru. Контакты.
Яндекс.Метрика