Кредиты – очень удобный инструмент, который позволяет немедленно получить все что угодно: айфон, машину, квартиру или отдых в экзотических странах. Но...
Читать далееЗамкнутый круг. кто на кубани накопил миллиардные долги за коммуналку _ финансы_ события _ финансы _ аиф краснодар бизнес управление
Валерий Гальченко, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»:
Нельзя перекладывать на людей ответственность за весь объем задолженности в сфере ЖКХ! Сейчас гораздо важнее провести инвентаризацию начисления платежей, чтобы добросовестным гражданам не приходилось регулярно переплачивать за не потребленные ими ресурсы или нести бремя долгов управляющих компаний. По мнению Минстроя РФ, основной вклад в рост задолженности вносят граждане, но на самом деле платежная дисциплина обычных потребителей достаточно высока. Кроме того, ресурсоснабжающие организации включили в строку «задолженность граждан» миллиардные
долги не прошедших лицензирование управляющих компаний. Однако работа по анализу ситуации и взысканию этих долгов в регионах не ведется. Если в ближайшее время не распутать этот клубок долгов, в ЖКХ наступит коллапс.
Но вряд ли это существенно поднимет сборы. Главный камень преткновения - в несогласованности сроков оплаты коммунальных ресурсов для разных категорий плательщиков. Люди платят в один срок (и имеют льготный период по оплате, за который не начисляется пеня). Организации - в другой. Ресурсоснабжающие также ведут взаимный расчет в фиксированные сроки (и пеня начисляется за первый день просрочки). Если люди не принесли деньги за газ, поставщику газа нечем будет рассчитываться с поставщиком электроэнергии. И наоборот. Создается огромный кассовый разрыв как минимум в несколько месяцев.
Что поставщику делать? Брать кредит. Или не платить. Второй вариант куда более популярен. Так, крупнейшее водоснабжающее предприятие, обслуживающее на Азово-Черноморском побережье, с прошлого года систематически не доплачивает за электроэнергию. Энергетики подали в суд, выиграли, краевое правительство погрозило должникам пальцем. Но ничего не изменилось.
Важнейший инструмент воздействия на неплательщиков - начисление пени. Но для неотключаемых потребителей она как с гуся вода. Если она становится неподъемной, предприятие просто банкротится и уходит в небытие. Казус в том, что и начислять ее невыгодно. Пеня – это виртуальный (внеплановый) доход, который проводится через бухгалтерию, но налоги с нее платить приходится реальные. По большому счету, случаи взаимного начисления пени между поставщиками РСО воспринимаются как моветон. Цепная реакция
Куда ни кинь, всюду клин. Поставщики услуг бесплатно работать не будут. Понятно, что им нужны деньги на поддержание инфраструктуры, на зарплаты и т. д. Но пока они выясняют, кто кому должен, ищут виноватых, страдают добросовестные плательщики. Вспомним, как в октябре минувшего года кубанский поставщик газа прекратил подачу топлива сразу в девяти районах края. Без горячего водоснабжения остались десятки тысяч человек! Один не платит – страдают соседи. Но справедливости ради обратим внимание и на качество услуг.
Как бы сделать так, чтобы жить стало комфортно и удобно? Почему регулярные повышения тарифов (дважды в год) не сопровождаются оздоравливающим для ЖКХ эффектом? Цепочка, в которой задействованы субъекты рынка энергетики, очень длинная: потребители, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, сетевые компании. Цепная реакция возникает, как только у одного участника начинаются проблемы. Но, может, дело не только в должниках? Может, все проблемы наши, как в той басне, от того, что в товарищах согласья нет? А его и не будет, если интересы разные. У одних – выжать, у других – выжить.