В 2015 году выручка петербургского Строительного торгового дома «Петрович» выросла на 19%. Она составила 25 млрд рублей, сообщил в четверг генеральный...
Читать далееЗакрытое небо владимира зотова _ общая газета финансы местного самоуправления
Чуть более месяца назад наше издание обратило внимание на ситуацию вокруг аэропорта Белгорода. По ряду причин, в последние месяцы мы с особым вниманием относимся к этому региону, к деятельности его руководства, к тем странностям, которые происходят под колпаком, которым очень умело накрыл Белгородчину Евгений Степанович Савченко.
Так вот, в середине мая стало известно, что городской аэропорт (АО «Воздушные ворота Белогорья») может стать банкротом по долгам перед дорожно-строительной компанией ООО «Белгороддорстрой». Удивляла сумма выставленных претензий – всего 2 млн рублей. Формально – и не вдаваясь в подробности – действия кредитора были стандартны. На банкротство
подают для того, чтобы нажать на заемщика и простимулировать его к началу выплат. Но так бывает в других ситуациях. В конструкции, которую создал вокруг «Ворот Белогорья» г-н Зотов, все было совершенно не так… Сам себе режиссер
В этой истории будут несколько главных фигурантов. «Белгороддорстрой», «Белгородское авиапредприятие», «Белгородэнергосбыт», «Воздушные ворота Белогорья» так или иначе, по утверждениям СМИ, контролируются структурами Владимира Зотова. На верхушке этого айсберга стоит «Агро-Белогорье». Есть и сторона, которая однажды пострадала от действий Зотова – это ООО «Белгородская энергосбытовая компания» (БЭСК), которая в 2011–2014 годах давала кредитные средства на реконструкцию воздушной гавани. Теперь, по словам ее гендиректора г-на Жигалова, она вообще может этих денег не увидеть – если суд признает «Воздушные ворота Белогорья» и «Белгородское авиапредприятие» банкротами.
Так в чем же состоит интрига вокруг белгородского аэропорта? «Воздушные ворота Белогорья» смело можно отнести к «губернаторским проектам», которые осуществляются на заемные средства (как правило, их предоставляет Сбербанк), выдаваемые под госгарантии региона. Дальше события развиваются по-разному: иногда проект идет в гору за счет опять же федеральных субсидий разного рода, а иногда… Иногда долги определенным образом списываются или заемщик становится банкротом. В ситуации с аэропортом мы видим вариант №2. Собственно, такое развитие событий «ОГ» и предполагало в мае. Как видно, в прогнозе мы не ошиблись.
Что сделал Зотов? В начале мая ООО «Белгороддорстрой» обратилось с заявлениями о несостоятельности компаний «Воздушные ворота Белогорья» и «Белгородское авиапредприятие» в суд. Как говорится в материалах суда, истец был подрядчиком благоустройства территории аэропорта в 2015 году. За эти работы «Воздушные ворота Белогорья» задолжали ООО около 2,2 млн руб. Часть долга в 1 млн руб. позднее была переведена на «Белгородавиа». В марте 2016 года арбитраж постановил взыскать долги с обоих юрлиц аэропорта. Этого не произошло, и подрядчик подал в суд заявления о признании должников банкротами.
Сразу возникает вопрос: зачем Зотов банкротит свои структуры? Не для того же, чтобы не платить несчастные 2 млн рублей себе же! Действительно, считает глава БЭСК, конечной целью является нежелание Зотова расплачиваться по иным, более крупным долгам. А именно, по долговым обязательствам перед БЭСК. «БЭСК занимала средства» «Белгородскому авиапредприятию» для реконструкции летного поля и «Воздушным воротам Белогорья» для строительства терминала. Теперь аэропорт сам хочет обанкротиться, чтобы уйти от долгов, в первую очередь от наших», - заявил Андрей Жигалов СМИ. Иск «Белгороддорстроя» он назвал «фикцией»: «Договор на благоустройство территории аэропорта был заключен 20 июля, а 24 июля уже подписали акт выполненных работ на 2,2 млн руб. За четыре дня благоустройство на такую сумму? У нас это вызвало подозрения. А после этого небольшую задолженность разделили на два аффилированных юрлица, и к ним обоим одновременно были поданы иски о банкротстве».
Ведь что характерно – попытки компании БЭСК заявить свои претензии на возврат выданных структурам Зотова кредитов жестко пресекались на корню. Сначала БЭСК попыталась «присоединиться в качестве третьего лица» без заявления требований к банкротству второго АО «Белгородское авиапредприятие». Суд отклонил ходатайство. Тогда 23 июня БЭСК подало в региональный арбитраж заявление о включении 143,2 млн руб. требований в реестр кредиторов «Воздушных ворот Белогорья». Но к рассмотрению оно пока не принято. Возможно, эту тему в суде «замылят» до осени. Как тут не поверить г-ну Жигалову…
И еще пара важных моментов. Жигалов заявил, что БЭСК предоставляла заемные средства на реконструкцию комплекса аэропорта в рамках проекта региональных властей по привлечению к реконструкции пула частных инвесторов. То есть, с подачи и по инициативе Евгения Савченко, который, как мы знаем, очень любит рассказывать, как «вольготно, весело» живется инвесторам на Белгородчине. И вот теперь ближайший сподвижник губернатора проворачивает такие комбинации. И глава региона не в курсе событий?
Кроме того, напомним, что, как писал в марте 2012 года «Коммерсантъ», при старте проекта реконструкции и развития аэропорта АО «Воздушные ворота Белогорья» получило кредит в Центрально-Черноземном банке Сбербанка России в размере 3 млрд рублей. Кредит давался под госгарантии областного правительства. И вот любопытный факт: в марте область прекратила договор о предоставлении госгарантий на сумму 2,32 млрд рублей. Нужно ли это комментировать…? Не небом единым
Впрочем, аэропортовский бизнес – не единственная страсть депутата и бизнесмена Владимира Зотова. АПК, энергетика – вот золотые жилы его безбедного существования. И не только его…
Взять то же БЭСК. Ранее структуры Зотова просто выгнали ее из региона, зачистив местный энергорынок для себя. «Компанию вынудили уйти с регионального рынка при помощи многочисленных проверок контролирующих органов. После того как господин Зотов приобрел «Белгородэнергосбыт», мы были вынуждены перерегистрироваться, уступив свою долю на местном рынке этой компании», - отметил г-н Жигалов.
Но главная вотчина Владимира Зотова, его лучшее «поле чудес» - это АПК. Правда, иногда тут бывают досадные осечки. Стоит вспомнить прошлогоднюю историю, когда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении губернатора Савченко по признакам заключения антиконкурентного соглашения с фондами и хозяйствующими субъектами.
По данным ФАС, департаменту агропромышленного комплекса области было поручено обеспечить возврат денежных средств во внебюджетные фонды сельхозтоваропроизводителями, финансируемыми из средств бюджета области. В частности, фонды планировалось пополнить на 2 млрд 915,5 млн рублей. Кстати, деньги якобы достались и нашему «герою» Владимиру Зотову. Да и по официальным отчетам в зотовском «Агро-Белогорье» все хорошо - чистая прибыль в 2014 году выросла в 3,5 раза, составив почти до 6 млрд рублей. Правда, остаются непонятными механизмы, влияющие на кривую роста официальных доходов Зотова (хотя депутатам и запрещено заниматься бизнесом, но в Белгородской области законы РФ, судя по всему, не действуют). Если в 2012 году он заявил доход в 482,8 млн рублей, в 2013-м всего 122 млн, то в 2014-м 878 млн, а в 2015м - 463,1 млн. Посмотрите на этот «доход депутата» и скажите честно: «делать дела» в руководстве региона за последние 25 лет научились отменно!
Действительно, г-н Зотов очень хорошо умеет «закрывать небо» во многих вопросах. Но иногда правда выплывает наружу. И становится понятно, из какой тумбочки появляются деньги. Об одном таком случае мы и расскажем в скором будущем.