Затраты на производство Учет затрат на производство в программе «1С:Бухгалтерия 8» ведется в разр...
Читать далееВедомости - минпромторг придумал, как не допустить исчезновения дешевых лекарств финансы аудит
Производители жизненно необходимых и важнейших лекарств дешевле 50 руб. смогут повысить цену на такие препараты не более чем до 50 руб., но им придется ограничить рентабельность к себестоимости 30%. Такие предложения содержатся в проекте постановления правительства, разработанном Минпромторгом, и в письме за подписью министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на имя вице-премьера Аркадия Дворковича (копии документов есть у «Ведомостей», их достоверность подтвердил федеральный чиновник). Особенности государственного регулирования цен на препараты нижнего ценового сегмента позволят стабилизировать рыночные цены и обеспечить высокую конкуренцию за счет увеличения
предложения, считает ведомство.
Помочь производителям дешевых лекарств на прямой линии 14 апреля пообещал президент России Владимир Путин в ответ на обращение директора завода медизделий «Озон» Виталия Олейникова. Спустя два дня правительству было поручено в том числе до 15 июня 2016 г. принять решения по поддержке отечественных фармпроизводителей. Меры по поддержке производителей лекарств нижнего ценового сегмента прорабатываются в аппарате правительства, сообщил представитель Дворковича.
На жизненно важные лекарства, по данным DSM Group, приходится половина продаж аптек – и в деньгах, и в упаковках. Цены на такие препараты регулирует государство: они не могут стоить дороже зарегистрированной в Минздраве (по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, ФАС) плюс оптовые и розничные надбавки. Действующая методика разрешает раз в год перерегистрировать цену на уровень инфляции текущего года. На российском фармрынке лекарства до 50 руб. занимают 6% в деньгах и 50% в упаковках, пишет Минпромторг в пояснительной записке к проекту постановления правительства (данные за 2015 г.). Но из-за убыточности 23 компании уже остановили производство 146 препаратов, причем аналогов некоторым лекарствам нет, приводит министерство данные за период с апреля 2015 г. по март 2016 г.
11 избранных
Критериям Минпромторга удовлетворяют 11 отечественных фармпроизводителей: курганский «Синтез» (его совладелец «дочка» «Ростеха» – «Нацимбио»), «Биосинтез» (входит в ГК «Биотэк»), «Татхимфармпрепараты», «Биохимик» из Мордовии, «Дальхимфарм», петербургский «Вертекс», «Асфарма» из Кемеровской области, Ирбитский химфармзавод (Свердловская обл.), Московский эндокринный завод, «Канонфарма» и «Рафарма», расположенные в Московском регионе.
Проект постановления согласовали ФАС и Минэкономразвития, сказано в письме на имя Дворковича. Но ФАС отмечает, что из-за отсутствия единой учетной политики не сможет оценить уровень рентабельности, а Минэкономразвития опасается роста цен и, как следствие, нагрузки на бюджеты и снижения доступности лекарств, пишет Мантуров. Против, говорится в письме, выступил Минздрав: он опасается роста цен; к тому же действующая методика предусматривает дифференцированную индексацию (если затраты сильно выросли. – «Ведомости»). Представитель ФАС и чиновник Минэкономразвития подтвердили: проект постановления согласован, отказавшись комментировать его по существу. Итоговое решение за правительством, добавил представитель Минэкономразвития. В Минздрав документ не поступал, сообщил его представитель.
Другая мера, которую рассматривает Минпромторг, – субсидии производителям дешевых лекарств. Впрочем, без особенностей ценового регулирования на такие лекарства эта мера не позволит стабилизировать ситуацию в долгосрочной перспективе, предупреждает в письме Мантуров. Минпромторг, пишет он, прорабатывает критерии отбора получателей субсидии: производство больше 5 млн упаковок в год, из них свыше 40% – жизненно важные лекарства, а среднесписочная численность предприятия – более 300 человек (об этих же критериях ранее говорили участники рынка). Им отвечают 11 предприятий (см. врез). Предварительно им требуется 4,36 млрд руб. субсидий, пишет Минпромторг. В расчетах ведомство исходит из разницы между себестоимостью с учетом нормы рентабельности и предельной зарегистрированной ценой, сказано в письме. Так получится сохранить производство на уровне 2014 г. Как именно предлагается распределять средства, там не уточняется.
У этого подхода есть риски, предупреждает Мантуров: он не охватывает всех производителей дешевых лекарств, а дистрибуторы и аптеки по-прежнему будут заинтересованы закупать более дорогие препараты (на них наценка выше. – «Ведомости»). К тому же государство должно закупать субсидируемые продукты, иначе это может привести к неэффективному использованию средств, пишет Минпромторг.
Субсидии части производителей не повлияют на общую картину, уверен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Кроме того, продолжает эксперт, в этом случае логично субсидировать также дистрибуторов и аптеки, ведь издержки на хранение, транспортировку, учет и прочее дешевых лекарств такие же, как и дорогих, а доход существенно меньше.
Как стартовая мера для поддержки разрешение на повышение цены приемлемо, считает гендиректор «Вертекса» Георгий Побелянский. Именно субсидии позволят «Рафарме» продолжать производить препараты нижнего ценового сегмента, уверяет гендиректор компании Тимофей Петров.
Вызывают настороженность вопросы о механизме субсидирования, указывает председатель совета директоров «Биосинтеза» Григорий Левицкий. Не ясно, например, какие виды затрат и по каким продуктам необходимо восполнять и какие будут гарантии и сроки субсидирования, поясняет он. С ним согласен и гендиректор «Биохимика» Денис Швецов.
Схема распределения субсидий между фармпроизводителями должна быть максимально простой, уверен Побелянский. Их целесообразно предоставить пропорционально инвестициям, вложенным в производство, или исходя из количества позиций дешевых лекарств, выпускаемых компанией. Можно и просто распределить сумму поровну между выбранными заводами, заключает он.
Предпочтительнее перевести регистрацию цен на препараты стоимостью до 50 руб. в заявительный характер или выровнять цены на препараты до уже зарегистрированных цен других производителей, считает Левицкий.
Оба подхода правительства могут сохранить производство дешевых лекарств и даже восстановить выпуск тех, что уже были сняты, полагает исполнительный директор «Синтеза» Алексей Чекалов.
Остановка производства всех лекарств нижнего ценового сегмента и закупка более дорогих аналогов будет стоить 189 млрд руб., из них 162 млрд руб. – деньги бюджета, посчитал Шуляк, повышение же цены на все лекарства этого сегмента до 49 руб. обойдется всего в 30 млрд руб.
Представитель Минпромторга на запрос не ответил.