Бывший глава Минфина ожидает, что в 2015 году пребывающая в рецессии экономика страны сократится на 4%. Во втором полугодии, по его словам, курс долла...
Читать далееВ якутске в рамках межрегионального совещания обсуждены актуальные вопросы развития федерализма _ государственное собрание (ил тумэн) республики саха (якутия) шуляк п н финансы предприятия
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев подчеркнул своевременность проведения выездного совещания в Якутии, так как на федеральном уровне идёт большая работа по формированию основ государственной региональной политики. «Наша сегодня задача – «сверить часы», выслушать мнения и предложить документ, содержащий новые ведения и подходы в формировании модели российского федерализма», - поставил
задачу председатель Комитета Госдумы.
Позицию спикера якутского парламента поддержал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Дмитрий Азаров. «На мой взгляд, выступление председателя парламента Якутии А. Н. Жиркова, заявленное как приветствие, по факту оказалось содержательным и чётким по своим предложениям выступлением. Я во многом с ним согласен и считаю, что нам нужно крайне внимательно и аккуратно подойти к формированию итогового документа и рекомендаций нашего выездного совещания», – сказал сенатор. Таким образом, итоговый документ будет разработан с учётом поступивших предложений.
Сенатор Дмитрий Азаров основной проблемой государственной региональной политики назвал чрезмерную дифференциацию в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Одной из основных причин увеличения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов названо сохраняющееся на протяжении многих лет значительное несоответствие расходных обязательств большинства субъектов Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, с объёмом имеющегося у них финансового обеспечения. «В ходе инвентаризации полномочий установлено, что федеральными законами на региональные органы власти возложено более 630 полномочий. Из них только 107 полномочий возложено с соблюдением порядка, установленного 184-м законом. Свыше 500 полномочий установлены различными федеральными законами без определения их чёткого статуса, неясно, собственные они или делегированные, а также как они должны финансироваться: за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации или за счёт субвенций из федерального бюджета. На реализацию этих 523 полномочий не предоставляются субвенции из федерального бюджета, они финансируются по факту за счет средств субъектов Российской Федерации», – сообщил Азаров. Первоочередными задачами государственной региональной политики докладчик определил оптимальный состав полномочий, исполнение которых возложены на органы государственной власти и органы местного самоуправления, формирование необходимого финансового обеспечения для исполнения этих полномочий.
Руководитель Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Корнеев сообщил, что по итогам проведения инвентаризации полномочий, переданных органам государственной власти регионов, к началу 2016 года субъектам Российской Федерации делегированы 117 полномочий в 20-и сферах общественных отношений, заключено 125 соглашений о передаче отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Начальник отдела межбюджетных отношений Департамента регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации Елена Рудова назвала одной из приоритетных задач основ региональной политики привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор региональной экономики.
Вице-спикер парламента Якутии Ольга Балабкина рассказала о современных тенденциях развития федерализма на примере Дальнего Востока и Арктики. Оценивая развитие российского федерализма на современном этапе, парламентарий обратила внимание на то, что российский федерализм пережил несколько стадий развития – от договорного до законодательно закреплённой системы распределения полномочий и компетенций, которые носили в большей степени политический характер. Рассуждая об асимметрии и симметрии российского федерализма, народный депутат Якутии отметила, что асимметрия наблюдалась на стадии формирования и становления, когда происходило конституционное закрепление федерализма. Действующую систему федерализма Ольга Балабкина в большей степени оценила как симметричную. «Думаю, что конец асимметрии произошёл тогда, когда были приняты постановления Конституционного суда РФ по оценке Конституций субъектов Российской Федерации», – пояснила она и на примере индекса бюджетных расходов различных регионов проиллюстрировала пример симметричной Федерации.
И. о первого заместителя председателя Правительства Якутии – руководитель Администрации Главы и Правительства республики Юрий Куприянов подчеркнул, что при разработке любых нормативных правовых актов необходимо учитывать особенности регионов. Так, остановился на проблеме по обеспечению жителей труднодоступных населённых пунктов Якутии на качественную круглосуточную медицинскую помощь. Между тем Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» не учитывает данную специфику регионов, в связи с чем Якутией вносятся изменения в данный закон. Также заявил о недопустимости сокращения «северных» льгот и гарантий и включения в состав Арктической зоны Российской Федерации всех 13 арктических и северных улусов. Юрий Куприянов отметил, что законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации» должен закреплять не только экономические основы, но и социальные льготы и компенсации для населения, проживающего в суровых условиях Арктики. Кроме того указал на необходимость закрепления в федеральном законодательстве социальной ответственности недропользователей.
Заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ольга Прудникова рассказала о проблемах местного самоуправления и сделала вывод, что оптимальным решением организации местного самоуправления являются городские округа. Заместитель председателя Верховного Совета Республики Хакасия Светлана Могилина выступила с докладом о конституционных основах компетенции местного самоуправления. Докладчик подняла проблемы передачи отдельных государственных полномочий без финансового подкрепления органам местного самоуправления, а также проблему административно-территориального устройства. Начальник главного управления территориального развития Губернатора и Правительства Хабаровского края Алексей Шевцов рассказал о заключении соглашений по перераспределению полномочий и проблемах их финансового обеспечения, а также поделился проблемами с передачей имущества из собственности сельских поселений.