Правительство РФ внесло в Госдуму поправки в закон о федеральном бюджете на 2015 год. Поправки предусматривают выделение 30 млрд рублей в целях приобр...
Читать далееВ эстонии законы меняются сумасшедшими темпами - газета - postimees + финансы ковалев
В последний раз поправки активно вносились в законы и в 2014 году. Если законотворчество будет продолжаться такими же темпами, то, как считают эксперты в области юриспруденции, в конечном итоге мы падем жертвой норм, которые сами же установили.
«Я считаю, что необходимо что-то менять, такое большое количество поправок – это ненормально», – считает заведующий службой Riigi Teataja Министерства юстиции Юри Хейнла, являющийся также президентом Союза юристов.
Если до недавнего времени юристы говорили о проблеме в узком кругу, то примерно год назад о ней заговорили открыто. При этом, если быть точным, за последние
десять лет количество законов в Эстонии даже сократилось: с 380 до 375. Тревогу же вызывают поправки к законам, принимаемые в большом количестве и слишком поспешно.
«Законы все более детализируются. Мы пришли к тому, что стоит возникнуть какой-то проблеме, как мы сразу же пытаемся отрегулировать ее на уровне закона», – сказал Хейнла. Парадокс в том, что чем детальнее закон, тем чаще приходится вносить в него поправки: жизнь меняется, и закостенелые правовые нормы не в состоянии охватить все случаи.
Это приводит к тому, что как только у человека появляется необходимость изучить закон, он обнаруживает, что в него уже внесены поправки. Например, в 2009 году Закон о государственной обороне в мирное время действовал без поправок всего один день, в 2015 году Закон о здоровье народа – девять дней.
«Просто невероятно, какие вопросы все еще пытаются решать с помощью законов и постановлений. Зачастую для этого достаточно придерживаться правил, которые не обязательно должны иметь форму закона», – сказал Хейнла.
О том, насколько раздуты почти 400 эстонских законов, можно судить по Закону о безопасности оборудования, который вступил в силу
1 июля прошлого года. В законе целых 19 статей, он объединил пять ранее действовавших законов, утративших свое действие со вступлением нового закона в силу.
Законы с прицелом на будущее
Анализ, проведенный Postimees, показал, что за последнее десятилетие наиболее активно поправки в законы вносились в период экономического кризиса – в 2009-2011 годах. Странным образом это повторилось и в 2014 году. Прослеживается четкая закономерность: Рийгикогу каждого нового созыва начинает рьяно вносить поправки в законы во второй половине своего срока, когда нарастает давление со стороны правительства из-за того, что поставленные цели не достигнуты.
Более того, в Эстонии законы пишутся с прицелом на будущее. Своего рода рекордсменом в этом деле можно считать новую редакцию закона о подоходном налоге, которая должна вступить в силу в 2024 году. Уже сейчас мы можем узнать, каким будет в 2023 году закон о воде и водопользовании и в 2021 году – закон о прокуратуре.
«Голову даю на отсечение, что в таком виде они никогда не вступят в силу», – решительно заявил Хейнла. Изменения в мире происходят столь стремительно, что в законы, нацеленные на будущее, наверняка придется вносить изменения еще до того, как им можно будет следовать.
Как считает профессор права Тартуского университета Яан Гинтер, молодость эстонского государства – вот причина, по которой у нас так активно занимаются законотворчеством: правительству проще, не проводя дебаты, провести поправки в законы через парламент.
«Наглядным примером служит Закон о налоге с оборота: внесенные в него поправки начали действовать через пять дней. Государственный суд пришел к выводу, что поправки, имеющие такое большое значение, не могут вступать в силу через такой короткий срок», – сказал Гинтер.
По его словам, с одной стороны, проблема объясняется тем, что политики, инициируя законы, хотят вписать свое имя в историю, с другой – чиновники стремятся доказать, что недаром едят казенный хлеб. Поспешное принятие законов и поправок к ним влияют на конкурентоспособность страны, т. к. каждый новый закон повышает административную нагрузку государства.
Треть законов не проходит согласование
Серьезность ситуации сознают и политики. В августе прошлого года правительство одобрило инициированную министром юстиции Урмасом Рейнсалу (Союз Отечества и Res Publica) программу, направленную на то, чтобы уменьшить количество принимаемых законов. Суть программы сводится к тому, чтобы каждый раз тщательно рассматривать, нужна ли предлагаемая поправка, какое влияние она окажет. Необходимо покончить с практикой, когда закон сначала разрабатывают, а потом пытаются объяснить, почему с его помощью удастся решить какую-то проблему.
Но для того, чтобы развернуть корабль, требуется время. По словам Рейнсалу, примерно треть законопроектов, которые ложатся на его стол, не проходят согласование. «Анализ влияния закона не имеет смысла, если в нем в форме эссе пересказывается текст закона», – считает он.
Все министерства без исключения грешат тем, что слишком много внимания уделяют законотворчеству, и колесо перемен поворачивается слишком медленно. Еще в 2011 году была достигнута договоренность, что перед разработкой любого законопроекта министерства должны обосновать, почему он необходим. Когда три года спустя Министерство юстиции подвело итоги, то оказалось, что в 2014 году 81 законопроекту не предшествовало обоснование необходимости его разработки.