Дмитрий Медведев назвал основные условия оказания финансовой поддержки регионам Премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, н...
Читать далееПроцесс развития города зависит от активности его жителей _ газета _тихоокеанская звезда_ ф бастиа экономика
Валерий Казаченко: «Программный метод бюджетирования позволяет концентрировать средства в наиболее востребованных отраслях»
Комитет по бюджету, финансам и экономическим вопросам - самый «густонаселенный» в Хабаровской городской думе: в нем 19 депутатов. В его ведении - вопросы финансово-экономического обеспечения всего городского хозяйства и социальной сферы, здесь рассматриваются все аспекты подготовки, исполнения бюджета и контроля за этими процессами.
- Все полномочия нашего комитета при рассмотрении вопросов ведения реализуются публично, на заседаниях, - говорит заместитель председателя Хабаровской городской думы,
председатель этого комитета Валерий Казаченко. - Подходы у наших депутатов весьма практические: задают и обсуждают вопросы, анализируют те или иные ситуации, делают замечания, дают рекомендации, которые потом записываются в решениях комитета и выносятся на обсуждение всей думы, где и принимаются окончательные решения.
К примеру, рассмотрение бюджета идет в четыре этапа, в результате чего этот документ с учетом поправок, внесенных всеми думскими комитетами и обобщенных бюджетным комитетом, вносится в администрацию города. Там его в соответствии с депутатскими замечаниями корректируют и выносят в виде проекта решения думы по бюджету на очередной финансовый год.
- Но ведь нельзя сказать, что члены комитета - профессиональные экономисты или финансисты!
- Они - настоящие профессионалы в тех сферах, в которых трудятся. Заметьте: в комитет вошли больше половины городских депутатов, представляющих, по сути, все отрасли городского хозяйства: руководители учреждений образования и здравоохранения, предприятий коммунальной сферы, транспорта, представители бизнеса. Очень полное, емкое представительство! У этих специалистов хорошее практическое видение того, как та или иная бюджетная статья «преломляется» на ту отрасль, в которой они компетентны. При обсуждении бюджета они стараются аргументированно защитить интересы той сферы, которую представляют. А поскольку это люди опытные, они воспринимают все жизненно важные вопросы в комплексе и взаимосвязи, понимают, как соотносится финансирование разных отраслей. И такой сложный процесс, как бюджетирование, идет у нас спокойно, взвешенно, во взаимодействии с профессионалами из администрации города.
Особенность нашего бюджета в том, что он носит программный характер: в Хабаровске реализуется 24 муниципальных программы, которые охватывают практически все вопросы ведения органов местного самоуправления. Они рассчитаны на реализацию в течение нескольких лет, «переходят» с одного года на другой и постоянно рассматриваются во всех думских комитетах. Программные расходы бюджета составляют 89 процентов.
Программные установки, которые закладываются при разработке бюджета города, могут корректироваться с учетом экономических и других жизненных реалий. К примеру, есть программа «Благоустройство города Хабаровска в 2014-2020 гг.». Первоначально в ней не предусматривались работы по ремонту проездов к многоквартирным жилым домам. Но, как показало даже общение с горожанами во время избирательной кампании 2014 года, проблема есть и она достаточно остра. В результате были даны поручения при разработке бюджета учитывать финансирование по этому направлению. И при разработке бюджета на 2016 год наш комитет внес предложение выделить в бюджете по целевой статье «капитальный ремонт и ремонт проездов к многоквартирным жилым домам» 40 миллионов рублей. Управление благоустройства в течение этого года выполнит работы по 32 объектам.
В прошлом году в числе внесенных в бюджет были, например, полностью учтены две поправки, инициированные депутатами-членами комитета по социальным вопросам и затем прошедшие обсуждение в бюджетном комитете. Одна из них касалась финансирования и содержания подросткового клуба «Авиатор» и была включена в бюджет.
Программный метод бюджетирования сегодня обязателен для всей России. Практика его применения показывает, что он себя оправдывает, потому что в программы закладывается, по большому счету, стратегия развития территории - будь то город, край или вся страна. Он позволяет более рационально распоряжаться финансами, концентрировать средства в наиболее востребованных населением отраслях.
Итоги прошлого года по реализации муниципальных программ показывают, что общий процент их исполнения составил 99,65 процента.
- Непростая экономическая ситуация не заставила «урезать» финансирование по муниципальным программам?
- Давайте смотреть цифры. Допустим, программа «Развитие культуры в городском округе город Хабаровск на 2014-2018 гг.». Ее выполнение в 2015 году обсчитано до копейки и составило 99,86 процента. Или программа «Сохранение и укрепление здоровья населения на 2015-2020 гг.»: исполнение - 99,59 процента. Еще одна социально значимая программа «Развитие и поддержка садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан на 2014-2010 гг.»: профинансирована на 100 процентов. «Обеспечение качества и доступности образования по городу Хабаровску на 2014-2020 гг.» - исполнено в прошлом году на 99,99 процента. А в первом квартале уже нынешнего года исполнение финансовых обязательств по этой программе - стопроцентное. Убедительно?
- А обращения граждан в ваш комитет случаются?
- Конечно. И по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и арендных отношений, и по проблемам поддержки малого и среднего предпринимательства, и по развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и многие другие. Порой мы рассматриваем их совместно с другими комитетами - как, например, проблемы ценообразования в торговой сети. Стараемся урегулировать поступающие вопросы во взаимодействии с ответственными структурами в администрации города.
Сегодня очень актуальная тема - расходование жителями средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Город участвует в этой краевой программе. Мы даже провели совместное заседание нашего комитета с коллегами из комитета по городскому хозяйству - рассматривали вопрос формирования и исполнения программы капремонта и использования при этом средств населения.
Обратная связь налажена: это и обращения к конкретным депутатам, и выступления через «открытый микрофон», которым во время заседаний думы может воспользоваться любой хабаровчанин. Потом эти вопросы прорабатываются на комитете, бывает, что, в зависимости от значимости, затем их вносят и в повестку дня заседаний думы, а потом, в соответствии с рекомендациями депутатов, их направляют в соответствующие структуры и ведомства для решения по существу.
Когда обращение сделано публично, это заставляет органы власти еще более внимательно следить за тем, как с этим обращением работают, как обозначенная проблема соотносится с ходом выполнения той или иной программы, насколько системный характер носит, и даже оперативно какие-то направления программ корректировать. Вот так жители реально могут влиять на процесс развития города. И хотя далеко не всякий вопрос можно «снять» с повестки дня быстро, путем вот такого обсуждения с участием хабаровчан создается более рациональный механизм решения задач.
- Какие задачи будут для вашего комитета наиболее приоритетными во втором полугодии?
- В прошедшем полугодии мы в основном рассматривали ход выполнения муниципальных программ, вопросы использования муниципального имущества, анализировали то, как обеспечиваются горожане сельхозпродукцией (в том числе и организацию работы ярмарок выходного дня), и принимали соответствующие решения. Естественно, держали на контроле вопросы исполнения расходов и доходов бюджета, процессы взаимодействия с бизнесом (кстати, совместно с советом по предпринимательству при мэре города наш комитет подготовил документ о взаимодействии по особо значимым направлениям с бизнес-сообществом, который был подписан на заседании думы).
Мы выезжали с депутатами на городские предприятия, чтобы лучше ориентироваться в их экономических возможностях. Порадовал, например, «Дальхимфарм»: современное производство, качественное сырье, серьезные объемы продукции, сопоставимые с «доперестроечным» периодом.
Во втором полугодии продолжится работа с муниципальными программами, и с сентября начнется очень важный период - формирование бюджета на 2017 год. Наши депутаты очень внимательно изучают бюджетные процессы, чтобы главный финансовый документ города на будущий год был хорошо сбалансирован, обеспечивал развитие по всем принятым приоритетным направлениям, а главное - отвечал интересам жителей Хабаровска.