Даже в самых кризисных ситуациях, когда наша экономика испытывает множество проблем, начиная от замедления деловой активности и заканчивая ростом безр...
Читать далееКакие молодые специалисты придут на «нафтан»_ sims 3 бизнес
Опубликовано в №:
25.06.2016
(1,3 MiB, скачали - 539)
В эти жаркие июньские дни студенты Полоцкого государственного университета сдают экзамены, защищают дипломы. Скоро на «Нафтан» придут молодые специалисты, в том числе — инженеры-химики-технологи. Чему они научились в вузе и как оценивают свою компетентность, парни и девушки написали в эссе. Эту работу со студентами на протяжении более 10 лет ведет первый ректор ПГУ, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин Новополоцка Эрнст Михайлович БАБЕНКО.
Для первокурсников всех специальностей, в том числе инженеров‑химиков‑технологов, Эрнст Михайлович читает первую лекцию о сущности
современного высшего образования. В конце первого семестра вчерашние школьники пишут эссе, в которых высказывают свое понимание того, как надо учиться в университете и к чему следует стремиться. А на пятом курсе ребята рассказывают, чего им удалось достичь.
Со временем требования к высшему образованию меняются. Сегодня недостаточно только теоретической передачи знаний, важно развивать умения студентов в практической деятельности.
— Вуз должен научить не только работать, ведь из университета парни и девушки выходят в жизнь, и перед ними открывается другая область деятельности и социальных отношений, — говорит первый ректор ПГУ Эрнст Бабенко. — Надо становиться профессионалом, создавать семью, быть взрослым человеком. Облегчить этот переход — важная задача вуза. Сегодня в Беларуси сформированы образовательные стандарты на каждую специальность. Студентам важно объяснить, что такое компетенция, определить, какие нужны компетенции в их профессии. Когда изучается та или иная дисциплина, важно понять, как она повлияет на общую готовность к будущей работе.
Именно студенты — заказчики и потребители образования. Они же должны стать активными участниками этого процесса. В западных странах это называется «студентоцентризм». Но высшее образование должно давать не только диплом и знания. В приоритете — готовность действовать на основе знаний.
В подготовке специалиста важно наладить прочную взаимосвязь вуза с будущим работодателем. Профессор кафедры химии, технологии и переработки нефти и газа пояснил, что именно на основе профессиональных требований должны создаваться образовательные стандарты. Болонский процесс, в который вступила Беларусь, обязывает это сделать. А работодатель должен дать информацию: какие качества и компетенции выпускников ему сегодня особенно нужны. Например, если это знание иностранного языка, важно указать, какой именно уровень необходим.
Профессиональная ориентированность абитуриентов и выпускников специальности «Инженер-химик-технолог» — интересная тема, рассуждения на которую студенты пишут в своих эссе. Причины поступления на инженерно-технологический факультет ПГУ могут быть разными: продолжение семейных традиций, ожидание высокой оплаты труда. Немаловажен и тот фактор, что молодой человек живет в Новополоцке, знаком с «Нафтаном». А у кого‑то это может быть любовь к химии. По мнению Эрнста Михайловича, гораздо важнее профессиональной ориентированности характер человека, его подготовленность к учебе и жизни, умение работать. Любовь к профессии будет развиваться в процессе работы.
В своих эссе выпускники ПГУ пишут, что «Нафтан» — хорошая площадка для профессионально роста молодых специалистов. Это мнение со своими студентами разделяет Эрнст Бабенко.
— «Нафтан» — это уже марка, — говорит он. — Столько поколений прошло через него! Я приехал в Новополоцк, когда его градообразующему предприятию было 10 лет. Помню людей, которые тогда там работали, а также руководителей более позднего поколения. Все они были сильными профессионалами, понимали важность образования и помогали создавать новополоцкий вуз. На «Нафтане» и сейчас много талантливых людей. И молодежь, которая сегодня приходит на завод, добивается высоких результатов, вносит свой вклад в общее дело.
Перед заводом поставлены большие задачи. Но неправильно думать, что «Нафтан» значим для людей только потому, что имеет высокую оплату труда. Он высок потому, что делает очень сложную продукцию, у него очень сложное ответственное производство, и там можно себя действительно проявить.
«Вестник Нафтана» проводил среди студентов‑технологов анкетирование. Также молодые специалисты часто становятся героями наших репортажей и интервью. Корреспонденты заметили, что очень многие ребята видят себя в креслах руководителей, мечтают о быстром карьерном взлете… Эрнст Бабенко более 30 лет возглавлял большой коллектив Полоцкого госуниверситета. Поэтому корпоративная газета попросила профессора дать совет своим студентам и перечислить качества, которые важны для современного руководителя.
— Какой бы ты ни был профессионал, в любые времена в цене остаются человеческие качества, — говорит Эрнст Михайлович. — Людей нужно организовывать на лучшую работу своим примером, своими знаниями, своим отношением к работе и умением работать. Ни в коем случае не кнутом, не жесткостью. Любовь к людям — это качество я считаю важнейшим для руководителя.
Молодежь мечтает руководить. Хорошо. Но чтобы стать руководителем, нужно очень любить работу и людей, нужно, чтобы они тебя уважали. Нужно самому становиться лучше, работать над собой.
О том, какую работу студенты проделали в ПГУ за время учебы, они пишут в своих эссе, а также заполняют анкеты, оценивая уровень своего обучения в вузе по многим показателям. Ребята по десятибалльной системе ставят себе оценки за владение определенными компетенциями, причем анализируют собственные усилия и влияние вуза. Своими теоретическими знаниями (в среднем — 8 баллов) выпускники удовлетворены больше, чем практическими. Умение работать на компьютере они оценили в среднем на 9 баллов. Знание английского языка — только на 6. Свою способность работать в коллективе студенты оценили на 8, а показатель навыков управления персоналом заметно ниже.
Полоцкий госуниверситет стремится подготовить, в том числе и для «Нафтана», грамотных технологов. И в эссе первокурсников и выпускников заметно, какую большую работу они над собой проделывают.
Студентытехнологи хотят стать лучшими в своей профессии
Эрнст Михайлович передал мне эссе первокурсников и студентов пятого курса, будущих инженеров‑химиков‑технологов. Всего — более 50 работ, в которых ребята пишут об учебе, о себе и своей будущей профессии.
Эссе первокурсников поражают искренностью и теплотой. Ребята понимают, что учеба в вузе и будущая взрослая жизнь потребуют от них большой самостоятельности и ответственности. Они пишут о школьных успехах и любимых предметах (у многих это химия, которая понравилась с первого урока). Аргументируют выбор университета и специальности. Убеждены, что «нефтехимия — основа экономики многих государств». А выбранная специальность «наиболее престижная из технических в Полоцком регионе из‑за предприятия «Нафтан». По их мнению, «именно инженер-химик-технолог находит способы совершенствования процессов производства, следит за контролем правильного ведения техпроцессов».
Первокурсники отмечают, что им нравятся лабораторные по химии, что «химия — основа всего… и после проведения опытов настроение улучшается». Парни и девушки рассказывают, что хотят заниматься наукой, которая, по их мнению, «спасает планету».
Первокурсники считают, что выбрали «опасную и ответственную профессию, которая требует умений работать в команде, принимать решения быстро и правильно, перерабатывать большие объемы информации». Молодые люди убеждены, что получат стабильную, высокооплачиваемую работу, а их будущая профессия «востребована во всем мире». В эссе они рассуждают, что «от химика зависят здоровье и жизнь окружающих его людей». А «инженер-химик-технолог — звучит перспективно».
«Здоровые амбиции — двигатель личностного роста специалиста», — пишут студенты. Многие обещают, что будут стремиться стать лучшими в своем деле. Получаемая специальность дает возможности в будущем «работать в лучших компаниях, современных лабораториях и заводах».
Некоторые считают, что «химиками становятся люди, которым интересно решать нестандартные задачи, и которые готовы экспериментировать и добиваться результатов».
Пятикурсники в эссе анализируют итоги своего обучения в ПГУ. Будущие молодые специалисты пишут, что отчетливо видят цели в профессии и жизни. Некоторые планируют учиться дальше. Из всех видов деятельности, предусмотренных образовательным стандартом, студенты считают, что лучше всего готовы к производственно-технологической и проектно-конструкторской.
Мнение относительно производственной практики, которую студенты проходили на нашем нефтехимическом комплексе, разделились. Одни уверены, что «практика на «Нафтане» практически полностью подготовила к работе на будущих рабочих местах». А также, что «практика на заводе не выглядит примитивной, если к ней относиться с пониманием того, что это нужно тебе, а не твоему руководителю». Другим, по их собственным словам, она «не принесла достаточных практических умений». Изучение регламентов и инструкций ребята посчитали для себя недостаточным занятием, чтобы стать профессионалами. Сетуют, что «во время практики не дали поработать и пообщаться с настоящими профессионалами своего дела».
Студенты уверены, что знания по различным учебным дисциплинам пригодятся им в работе и подкрепляют свое мнение девизом «Инженер-химик-технолог должен знать все!».
Своему будущему ребята дают оптимистичные прогнозы. Хочется процитировать одного из пятикурсников, который завершал эссе так: «Сначала меня возьмут оператором, но я долго отсиживаться не буду и в самое кратчайшее время буду подниматься до руководящего звена». Что же, остается пожелать всем удачи. «Нафтан» вас ждет!