Президент Владимир Путин подписал указ о создании при президенте Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Совет образован для совер...
Читать далееФутбольно-шпионские страсти - известия кредиты жилье
Нынче много проектов пересеклось на футбольной теме. Помимо простых человеческих радостей этот вид спорта приносит и определенные дивиденды иного свойства. Особенно тем, кто пытается использовать спорт в своих политических интересах: политизация процессов в большом спорте при больших заработках на нем просто зашкаливает.
Причем иногда этот интерес проявляется со стороны совсем неожиданной.
Так, еще в марте, задолго до Евро, на просторах российской блогосферы мы зафиксировали повышенную активность в регионах России иностранной правительственной организации Британский совет, деятельность которой в России еще недавно вызывала много вопросов.
Ее функционеры под эгидой семинаров для работников сферы культуры Cultural
management workshop посетили десять российских городов. По странному стечению обстоятельств именно эти города принимают в 2018 году чемпионат мира по футболу.
Не вдаваясь в конспирологические рассуждения относительно «точечной географии» английского проекта, в особенности помня о неудаче, которую потерпели британцы в борьбе с Россией за право проведения футбольного форума, хотелось бы повнимательнее взглянуть на сами семинары Британского совета. А заодно и попытаться установить фундаментальные причины интереса Лондона к процедуре подготовки российских, как они выражаются, «менеджеров в сфере культуры».
Не секрет, что культура играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности, то есть базовой потребности человека в идентификации себя с себе подобными. Она же — основа пресловутой «мягкой силы», которой нынче меряются все кому не лень. «Футбол объединяет» — так называется один из проектов Британского совета.
Между тем подготовка менеджеров в сфере культуры и искусства иностранными правительственными (sic!) организациями фактически ведет к навязыванию определенных, в нашем случае — западных — стандартов в этой области. Следовательно, известные своим умением «считать каждый вложенный пенни» англичане целенаправленно тратят немалые бюджетные деньги, видимо, прекрасно понимая, с кем будут идентифицировать себя подготовленные ими «культурные менеджеры».
Наверное, настало время задуматься о том, насколько правильно, что подготовкой российских арт-менеджеров занимаются иностранные правительственные организации, обладающие к тому же довольно сомнительной репутацией.
Правда, отечественный рынок образовательных услуг по подготовке специалистов-менеджеров в сфере культуры и искусства уже развивается, и довольно активно. Даже поверхностный интернет-сёрфинг показал, что такого рода образовательные услуги, например, в столице нашей Родины предоставляются, в частности, на кафедре эстетики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Институте экономики, управления и права РГГУ, Московской высшей школе социальных и экономических наук, НИУ ВШЭ. В Санкт-Петербурге подготовкой таких специалистов занимается РГПУ имени Герцена, на базе Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица создан Центр инновационных образовательных программ по целевой подготовке специалистов для креативных индустрий, а 1 сентября 2016 года открывается магистратура по специальности арт-менеджмент.
Но эти инициативы носят, скажем так, локальный характер.
При этом, зная об обширном опыте, накопленном в данной области западными странами, в складывающейся ситуации хотел бы обратить внимание наших чиновников от образования и культуры на необходимость развития национальных образовательных программ по подготовке арт-менеджеров, способных конкурировать с предложениями иностранных «партнеров».
Конечно, при формировании этих программ следует учитывать и национальную специфику, присущую российским культуре и искусству. Подготовка арт-менеджеров по российской национальной программе может и должна осуществляться российскими специалистами, а не функционерами таких организаций, как Британский совет, в уставе которого черным по белому прописано, что он создан для «пропаганды британской культуры в третьих странах», не говоря уже о шпионских скандалах, в которых совет был замешан в середине 2000-х годов.
В конце концов «импортозамещение» хотя бы и в сфере культуры никто не отменял.
Автор — генеральный директор Центра политической информации
Все мнения >>
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции