Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о штрафах за нарушение запрета на использование анонимайзеров. Документ вступит в силу через три...
Читать далееЧто происходит в госдуме за три месяца до окончания ее полномочий - газета. ru sims 3 бизнес карьера
Охотнорядская страда неизбежно порождает трудовые рекорды на Большой Дмитровке, только там все происходит в еще более карикатурном виде,
потому что Совету Федерации нужно рассмотреть все, что пришло из Думы, в течение одного своего заседания. В итоге Совет Федерации 29 июня одолел повестку из 163 пунктов, из них 157 — новые законы.
Забегая вперед, скажем, что Совет Федерации пользуется своим правом отклонить принятые Думой законы крайне редко (учитывая валовой объем законодательной продукции, с которым ему приходится иметь дело): за весь шестой созыв это случилось 21 раз.
Интересно, что это отнюдь
не те законы, которые вызвали максимальное общественное возмущение или протесты представителей отраслей. Это обычно малозаметные правовые новеллы, имеющие при этом значение для самих властных групп и акторов.
Так было с тихой поправочкой к Бюджетному кодексу, дающей Думе новые полномочия в бюджетном процессе и отклоненной по просьбе Минфина тоже в последний день чуть менее жаркой весенней сессии 2015 года.
Отклоненный закон так и лежит без движения, но его идея — образование комиссии Федерального собрания по перераспределению бюджетных ассигнований, с которой правительство обязано будет согласовывать изменения в бюджетной росписи, — материализовалась в новом законе, который в эту сессию был проведен через Думу и одобрен Советом Федерации.
Случилось это благодаря настойчивости председателя комитета по бюджету Андрея Макарова (увидим ли мы его в новой Думе иль взор унылый не найдет знакомых лиц на сцене скучной?), соавтора отклоненного и автора принятого закона об изменениях в Бюджетном кодексе.
Аналогичным образом в свой последний рабочий день Совет Федерации из всей массы рассматриваемого нового законодательства отклонил один закон — и совсем не тот, который все ожидали, а малозаметную поправку к закону о рынке ценных бумаг. Речь идет о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка. В заключении профильного комитета СФ с приятной откровенностью сказано, что мы, мол, подготовили много интересных поправок ко второму чтению этого проекта, а в Думе их все завернули. А раз так, то мы ваш закон на своем этапе рассмотрения отклоним — будете знать, как не уважать верхнюю палату.
Как видим,
когда дело касается распределения властного ресурса между собой, в парламенте образуется и конкуренция, и политическая борьба, и неожиданные повороты.
И Совет Федерации совсем не считает себя формальным органом, механически штемпелюющим все, что из Думы пришло. Некомпетентность, ошибки при переписывании, одобрение всего одним взмахом, логика «пока и так сойдет, а жать будет — потом поправим» — это все для законов, касающихся граждан. К законам, касающимся самих себя, законотворческая машина куда более внимательна.
Этот факт известен политической науке, последние десятилетия задающейся вопросом: «Зачем автократиям парламенты?» Существует исследование, показывающее, что наличие многопартийного парламента (даже такого, где все партии на одно лицо и все свободное время любят лидера нации) в недемократической политической системе позволяет иметь более качественное корпоративное законодательство, то есть
законодательство не для граждан, а для, оценочными терминами выражаясь, олигархии, в том числе и государственной.
Плохие новости: права собственности это все равно не защищает, но слегка улучшает положение иностранных инвесторов в тех режимах, где власть заинтересована в иностранных инвестициях. Шумные и эффективные
Зазор между внутренней и внешней парламентской повесткой, между малозаметными законами «для себя» и шумными — «для граждан» — одно из объяснений того расхождения между эффективными и медиазаметными законотворцами, которое показывает парламентская и информационная статистика.
Десятка наиболее эффективных инициаторов (то есть тех, чьи проекты наибольшее число раз становились законами) и наиболее упоминаемых в СМИ депутатов почти не имеет пересечений, то есть проходные проекты вносят одни, а пресса пишет о других.
Последние дни наступили
В пятницу Госдума должна принять «пакет Яровой» — возможно, самый резонансный и спорный набор законодательных инициатив за последние пару лет... →
Когда норма о хранении всего трафика три года назад впервые появилась на свет, против нее открыто выступило правительство, прислав фактически отрицательное заключение на проект с претензиями именно к этому положению. В финальном тексте закона, одобренном СФ, все подробности хранения «сообщений обо всем» отнесены на усмотрение того же правительства, а три года сократились до шести месяцев.
Жрецы безопасности озаботились опасным интернетом примерно два года назад.
Но пока все проведенные ими новые нормы (типа «хранения всех персональных данных россиян в России», не менее фантастической идеи, чем «трафик всего», который тоже должен где-то храниться, вероятно, снабженный бирочкой) заканчиваются полюбовными переговорами правительства с крупнейшими субъектами отрасли, в том числе и международными, в которых российская сторона, разумеется, что-то выторговывает для себя, но конца интернета по китайскому образцу не наступает (честно говоря, он и в Китае-то не наступил). Напомним, что пока все российские «дела за репост» — это дела за публикации в «ВКонтакте», российской соцсети, наиболее охотно делящейся с властями информацией о пользователях и времени и месте постов. Не закрытие темы, а начало разговора
Еще одна победа Яровой на последних минутах игры — поправки к закону «О торговле». Проект трудной судьбы: был внесен в начале 2015 года, вызвал протесты той отрасли, которую призван регулировать, до первого чтения промаялся четыре месяца, а потом и вовсе застрял на год.
Это тот самый проект, который едва не стоил депутату Яровой партийной карьеры.
Лобби торговых сетей донесло до руководства ЕР мысль, что председателю комитета по безопасности лучше оставаться в рамках своей компетенции, а не пытаться регулировать все подряд. Тем не менее широкое понимание безопасности победило, и 24 июня Дума спешно приняла проект во втором и третьем чтениях, а СФ одобрил через пять дней.
Новый закон дает участникам рынка десять дней на переход к новым правилам и полгода на приведение действующих договоров в соответствие с обновленным законодательством. Расширяется само понятие торговой сети (больше торговых точек будет подпадать под это регулирование), ритейлеры должны будут переделать все договоры с поставщиками и снизить размер ретробонусов.
Потенциально все это приведет к повышению потребительских цен, но продуктовая инфляция вообще считается у нас почему-то естественным налогом для бедных.